Большой мистраль. "мистраль", плавучая мечта. Проблемы и решения

Для ВМФ России. Первое событие оптимистического характера произошло 1 февраля в маленьком портовом городке Сен-Назер на западе Франции – в этот день на верфи STX France началась нарезка металла для первого универсального десантного корабля-вертолетоносца «Мистраль а-ля рус». Попутно стало известно имя будущего корабля – «Владивосток».
Примечательно, что, несмотря на российско-французский характер соглашения, постройка двух «Мистралей» для ВМФ России де-факто ведется на верфи STX, принадлежащей Южной Корее! Масштабный интернациональный проект, в который втянута добрая половина мира. Общая стоимость контракта, согласно открытым источникам, составила 1,7 миллиарда евро.

Вторая важная новость была озвучена в сентябре: Минобороны России приняло решение провести необычный аукцион. Лот – самый крупный на сегодняшний день десантный корабль ВМФ России, последний БДК проекта 1174 (шифр «Носорог»).

Миллион долларов!

Миллион долларов. Кто больше?

Два миллиона!

Два миллиона раз! Два миллиона два…

И «Митрофан Москаленко» ушел с молотка.

Впрочем, результаты этого фарса известны заранее – «Митрофан Москаленко» не уйдет дороже $2,5 млн. – такова максимальная рыночная стоимость 11 тысяч тонн стальных конструкций корпуса старого корабля. Последний из крупных советских БДК продается по цене обычного металлолома.
На резонный вопрос: Зачем вы это делаете? – у представителей Минобороны нашелся вполне аргументированный ответ:

Минобороны России приняло решение списать и пустить на лом БДК «Митрофан Москаленко» прежде всего из экономических соображений. Его ремонт обошелся бы в сумму, на которую можно построить как минимум два малых артиллерийских корабля. А со стратегической точки зрения его востребованность неочевидна - Россия пока не собирается никуда высаживать морской десант

Все идет как обычно. Казалось бы, какое отношение имеет покупка во Франции сверхсовременного вертолетоносца к трагикомедии с утилизацией старого советского хлама? Источник в Минобороны совершенно прав: учитывая современное состояние ВМФ России и общую геополитическую обстановку в мире, проведение морских десантов возможно лишь в виде совместных операций силами России и стран НАТО. Очевидно, что это противоречит внешнеполитическим интересам России, а, следовательно, десантные корабли ВМФ России не нужны в принципе.

Немаловажен экономический фактор – ремонт старого БДК «Митрофан Москаленко» обойдется, как постройка двух новых малых артиллерийских кораблей… Стоп!
Сравнивать МАК и БДК? Ребята, это звучит так же нелепо, как рекламный слоган: «Купи машину и получи в подарок бейсболку». МАК и «Митрофан Москаленко» - вещи двух разных категорий. 14000-тонный универсальный океанский корабль и 500-тонный прибрежный катер с примитивным вооружением.

Говорите, что ремонт «Москаленко» стоит, как постройка двух новых малых артиллерийских кораблей? Согласно официальным данным, постройка малого артиллерийского корабля «Астрахань» (головной МАК проекта 21630 «Буян») обошлась России в 372 млн. рублей. Или около 10 миллионов, если считать в европейской валюте. Два малых артиллерийских корабля – 20 млн. евро.
Для сравнения: покупка каждого «Мистраля» обошлась России в 800 млн. евро!
Но корректно ли сравнивать между собой устаревшее корыто советской постройки и суперсовременный французский корабль?

Универсальный десантный вертолетоносец-док типа «Мистраль»

Стандартное водоизмещение 16500 тонн.
Полное водоизмещение 21300 тонн.
Длина 199 м, ширина 32 м, осадка 6,3 м.
ГЭУ: три 32-цилинровых корабельных дизель-генератора («Вяртисля», Финляндия).
Движитель: две винторулевые колонки типа «Азипод» («Роллс-Ройс», Великобритания).
Максимальная скорость 18,8 узлов.
Дальность плавания: 10700 морских миль на экономической скорости 15 узлов.

Десантные возможности:
- док-камера, 4 десантных катера типа CTM или 2 быстроходных десантных катера на воздушной подушке типа LCAC;
- полетная палуба, вертолетный ангар, два подъёмника. До 16 единиц крупной авиатехники: боевых, транспортных или многоцелевых вертолетов (зарубежные NH-90, «Тайгер»; отечественные Ка-27, Ка-29, Ка-52 «Аллигатор»).
- «Мистраль» способен принимать на борт танковый батальон – 40 ОБТ «Леклерк» или до 280 единиц грузовиков и легкой бронетехники.
- помещения личного состава рассчитаны на размещения 450 морских пехотинцев (с возможностью кратковременного увеличения до 900 человек).

Оборонительное вооружение: два ЗРК самообороны Simbad (на базе ПЗРК), два автоматических орудия калибра 30 мм.


Dixmude (L9015) в заливе Джунии (Ливан)


«Мистраль» просто очарователен. Автоматизированный «all-electric vessel», требующий минимальной логистической поддержки. Универсальный «демократизатор», способный в экстренном порядке доставить батальон морпехов, снаряжение и технику в любой район Мирового океана. Грузовые рампы, быстроходные катера и вертолеты.

Грандиозный флагманский командный пункт: амфитеатр площадью 900 кв. метров, 160 рабочих мест операторов, спутниковая связь. Эффективное управление флотским соединением или любой общевойсковой десантной операцией.

Оборудованный госпиталь площадью 750 кв. метров c возможностью увеличения по модульному принципу, за счет других помещений корабля. В случае необходимости, здесь может быть обеспечена работа 100 человек медперсонала в 12 операционных.

Самые современные средства обнаружения: трехмерный радар Thales MRR-3D-NG, обеспечивающий контроль воздушной обстановки в радиусе 180 км от борта корабля. Или инфракрасная поисково-прицельная система «Vampir NG», способная засекать и брать на сопровождение низколетящие противокорабельные ракеты и быстроходные катера в любое время суток и при любых погодных условиях.

«Мистраль» действительно классный корабль, настоящий шаг вперед на уровне размещения экипажа и десанта. Новейшая электроника и системы управления, просторная полетная палуба. Вместительные трюма и комфортабельные кубрики. Настоящий десантный вертолетоносец-док ХХI века.

Большой десантный корабль проекта 1174 (шифр «Носорог»)

Стандартное водоизмещение 11 500 тонн;
Полное водоизмещение 14 000 тонн;
Длина 157,5 м, ширина 24 м, осадка 6,7 м.
ГЭУ: две газотурбинные установки М8К (2 х 18 000 л.с.);
Максимальная скорость 21 узел.
Дальность плавания: 7500 морских миль на экономической скорости 14 узлов.

Десантные возможности:

«Носорог» способен принять на борт до 2500 тонн грузов: в носовой части БДК имеется танковый трюм (длина 54 м, ширина 12 м, высота около 5 м), в кормовой корабля расположена доковая камера (длина 75 м, ширина 12 м, высота около 10 м) .

БДК обеспечивает транспортировку и высадку мотострелкового батальона, включающего 440 человек и 79 единиц техники (бронетранспортеры, БМП, танки, автомобили и т.п.). При отсутствии десантных средств в док-камере, «Носорог» может принять на борт танковое подразделение с 46 основными боевыми танками. Автономность – 15 суток при перевозке 500 десантников или 30 суток при перевозке 250 десантников.

Носовая сходня длиной 32 метра с гидравлическим приводом. Высадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на необорудованное побережье при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м. По статистике, БДК пр. 1174 может обеспечить высадку с помощью носовой сходни на 17% побережья Мирового океана.

Грузовая рампа для приема и высадки десанта на оборудованный причал.

Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру может быть принято шесть десантных катеров пр. 1176 (вместимость 1 ОБТ, скорость 10-11 уз.) или три быстроходных десантных катера на воздушной каверне пр. 11770 «Серна» (скорость до 27 узлов при волнении 3 балла).

Авиационное вооружение: две вертолетные площадки с системами дозаправки, на корабле возможно базирование до 4 транспортно-боевых вертолетов Ка-29.
Также, «Носорог» оснащен системой приема жидких и твердых грузов в море.

Встроенное вооружение:
- ЗРК малой дальности «Оса-М» (боезапас 20 ракет);
- спаренная артиллерийская установка АК-726 калибра 76 мм;
- две батареи зенитных автоматов АК-630;
- две реактивные системы залпового огня А-215 «Град-М» для артиллерийской поддержки десанта.


Монументальный корабль! Хищный «челюсти» носовых ворот, конструктивный дифферент на корму, тяжеловесная развитая надстройка. В общем, настоящий Носорог!

Еще в 1978 году ВМФ Советского Союза получил уникальную морскую технику – не имеющий аналогов универсальный десантный корабль, способный производить высадку подразделений морской пехоты как непосредственно на оборудованный или необорудованный берег, так и без подхода к побережью: плавающую технику – прямо на воду, неплавающую - доставлять к берегу на десантных катерах. В это же время, личный состав десанта мог быть доставлен в любое место на побережье с помощью имевшихся на борту транспортно-боевых вертолетов.

Однако, роль «Носорога» не ограничивалась лишь доставкой и высадкой десанта – при необходимости, корабль мог оказать морпехам солидную огневую поддержку: две установки РСЗО «Град-М» (2 х 40 направляющих калибра 122 мм, время перезарядки – 2 минуты) и носовая 76 мм спаренная артиллерийская система АК-726. Имелся даже собственный ЗРК «Оса-М»!

В отличие от всеми любимого «Мистраля», БДК «Носорог» действительно имеет меньшую автономность и меньшую эффективность при проведении десантных операций на другом краю Земли. Но так ли это было важно? В своё время ВМФ СССР имел морские базы и пункты материально-технического снабжения по всему миру – от Вьетнама и Кубы, до и Сомали. Что касается современного ВМФ России, то нашим морякам явно не придется высаживать десанты во Французской Полинезии - более высокая автономность «Мистраля» останется невостребованной. Другими словами, по дальности плавания и автономности «Мистраль» в российских условиях не имеет никаких преимуществ перед старым БДК проекта 1174.


Грузоподъёмность и вместительность «Мистраля» естественно больше – он в 1,5 раза крупнее «Носорога». Но так ли заметно преимущество французского корабля? Рекламные буклеты заявляют о 120 единицах автомобильной техники на борту советского БДК и 280 единицах техники на борту «Мистраля».
Но, важно понимать, что военный корабль не является средством для перегона поддержанных иномарок из Японии. Идущим в бой десантникам требуется вполне определенная техника – ТАНКИ. Практика показывает, что без поддержки тяжелой бронетехники вступать в бой проблематично и опасно. Десанту обязательно нужен ОБТ.

Сколько же основных боевых танков поместится на борту «Мистраля» и «Носорога»?
Ответ парадоксален: одинаково! В среднем - по одному батальону в составе 40 ОБТ. Похоже, не всякая грузовая палуба на «Мистрале» выдержит вес 50-тонной боевой гусеничной машины. Правда, в этом случае у «Носорога» тоже возникнут неприятности – придется отказаться от десантных катеров, разместив танки в опустевшей док-камере.
(существуют различные пессимистичные предположения, что максимальное число ОБТ на борту «Мистраля» не может превышать 5…13 единиц – танки размещаются на площадке перед док-камерой и непосредственно на борту десантных катеров. Остальные палубы и пандусы французского корабля имеют ограничение по массе бронетехники – не более 32 тонн)

Что касается авиационного вооружения – отечественный БДК, конечно, в чистом проигрыше: в 3 раза меньше посадочных площадок, всего четыре вертолета. Впрочем, какое это имеет значение в реальной жизни? – для настоящей десантной операции требуется в ДЕСЯТКИ раз больше винтокрылых машин. Возьмем в качестве примера Фолклендский конфликт – локальное морское побоище на краю Земли. Тем не менее, в операции было задействовано … 130 британских вертолетов!


У советского десантного корабля есть своё важное преимущество – солидный комплекс встроенного вооружения. Масса , установленного на борту БДК, превышает 100 тонн – «Носорог» со всех сторон ощетинился пусковыми установками ракет и стволами артиллерийских орудий.

Конечно, никто не питает иллюзий по поводу боевых возможностей устаревшего ЗРК «Оса-М» … но что мешает демонтировать комплекс и взамен поставить что-то другое? Например, компактный корабельный ЗРК «Штиль». Не устраивает 26-тонная артиллерийская установка АК-726? Смените её на новую систему А-192 большего калибра. И что мешает установить вместо батареи «металлорезок» АК-630 ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш»?
Наконец, реактивные системы залпового огня «Град». Легендарное оружие даже спустя полвека остается одним из самых смертоносных ракетно-артиллерийских систем и вряд ли нуждается в замене.

Вы скажете, что это очень дорогое предложение, потребуется кардинальная переработка проекта «Носорог»… ну, так что ж, на покупку каждого «Мистраля» планируется потратить 800 млн. евро. Есть уверенность, что половины этой колоссальной суммы хватило бы на модернизацию старого БДК «Носорог».

В результате, мы наблюдаем интересную ситуацию: исходя из реалий ВМФ России, старый советский БДК соответствует своему заморскому конкуренту по большинству из заявленных характеристик. Более того, «Носорог» гораздо предпочтительнее при выполнении основной задачи десантных кораблей – доставке на берег тяжелого снаряжения и бронетехники (все остальное могут сделать обычные контейнеровозы и эсминцы). В отличии от «Мистраля», ему не нужно тратить время на перемещение танков с грузовых палуб на десантные катера с их последующей выгрузкой на побережье. Заполнение док-камеры водой, швартовка катеров… слишком долгая и трудоёмкая операция.


«Носорог» просто подойдёт к берегу, воткнет в песок носовую сходню и высадит технику своим ходом. Пусть вас не пугает статистика, что лишь 17% побережья Мирового океана пригодно для высадки через носовую сходню БДК (подходящий уклон дна, характер грунта и т.п.) – в реальности это означает сотни тысяч километров береговой линии. Подходящее место можно найти всегда.

Впрочем, дело даже не в количестве пушек и танков на борту «Носорога» или «Мистраля». Те статьи по национальной экономике, которые удалось прочесть автору, однозначно свидетельствуют: самое выгодное вложение средств – вложения в собственное производство. Протекционизм, защита отечественного производителя, таможенные барьеры – всё это реальное подтверждение данной теории.

Чтобы избежать нездоровых ассоциаций, заметим, что к «Носорогу» следующий пассаж не относится.
Иногда бывает не важно, что отечественная техника по своим ТТХ уступает зарубежным аналогам – главное, что она построена в России. Отечественные верфи и заводы загружены работой, растет благосостояние населения. Простые, интуитивно понятные выводы.

Правительство Российской Федерации в 2008 году было крайне заинтересовано в приобретении французских универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». К сожалению, по причине украинского кризиса сделку пришлось оставить только на бумаге, несмотря на то, что суда уже были построены.

Что из себя представляет «Мистраль»

Корабль французского производства предназначен напрямую для несения авиационной техники, а именно – вертолетов. Также судно полностью подходит для организации десантных операций.

Что же касается технических характеристик, то на авианосце одновременно может находиться:

  • 16 вертолетов;
  • 70 единиц военной техники;

Габариты корабля «Мистраль»:

  • Длина составляет 199 метров;
  • Ширина – 32 метра;
  • Высота полетной палубы от уровня моря – 27 метров;
  • Осадка корабля при водоизмещении 22,6 тыс. тонн – 6,42 метра;
  • Максимальная скорость 18,5 узлов;
  • Экипаж корабля – 177 человек;
  • Численность пассажиров – 481 человек.

Немаловажным фактом является то, что на судне можно расположить полноценный морской госпиталь. Российские военные, которые побывали на одном из «Мистралей», заявили, что здесь есть полный комплект медоборудования – все для стоматологии, хирургии и прочее.

Также стоит отметить комфорт внутри корабля. Простые матросы располагаются в 4-местных каютах, где есть санузел и душ. Офицерский состав среднего и нижнего рангов живет в 2-местных каютах. Старший офицерский состав — в одноместных каютах.

Роль российского флота

Франция и Россия начали активные переговоры о поставках авианосцев «Мистраль» еще в 2009 году. В то же время были достигнуты все условия будущего контракта. Тогда говорилось о постройке 4 кораблей. Два должна была построить Франция на своих верфях, а еще 2 – уже на территории Российской Федерации.

В 2012 был заложен фундамент для первого корабля класса «Мистраль», он имел название «Владивосток». Годом позже стартовала постройка второго корабля – «Севастополь». Общую сумму контракта оценили в 1,2 млрд. евро. Данные корабли должны были направиться на несение службы в Тихоокеанском флоте.

Все постройки проходили согласно планов, и ничего не мешало России получить новые корабли в срок. Однако из-за ситуации в Украине и присоединении Крыма к РФ, Америка и Великобритания стали требовать от Франции остановить передачу «Мистралей».

Ситуация с авианосцами была неопределенной, однако в июле 2015 года правительство Франции объявило о расторжении контракта с Россией.

«Мистраль» у берегов Африки

Большой интерес к кораблям класса «Мистраль» проявили в Египте. Договор между Каиром и Парижем был достигнут в максимально короткие сроки. В июне 2016 года авианосцы направились в Александрию. Стоит отметить, что две страны совместно провели военно-морские учения с новыми судами.

Для двух кораблей власти Египта придумали свои имена, назвав их в честь 2 бывших президентов.

Россия не потерпела убытков в этой сделке. Причина проста – Франция разрабатывала корабли «Мистраль» под российскую технику, поэтому Каиру пришлось у Москвы покупать 50 вертолетов.

Выразила заинтересованность в покупке французских «Мистралей». Но в итоге из-за кризиса на Украине сделка по покупке уже построенных так и осталась на бумаге. Что произошло с ними дальше?

"Особенный" авианосец

"Мистраль" - это вертолетоносец, разновидность авианесущих кораблей, предназначенный как для несения вертолетной техники, так и проведения десантных операций. На огромном судне, длина которого составляет почти 200 метров, а водоизмещение может доходить до 30 тысяч тонн, могут одновременно находиться 16 вертолетов, 70 боевых машин, а также несколько сотен пехотинцев. Еще одно предназначение «Мистралей» - полноценный госпиталь на воде. Российские моряки, побывавшие на одном из построенных кораблей в 2014 году, рассказывали, что на вертолетоносце есть все необходимое медицинские оборудование, включая стоматологическое и хирургическое. Для экипажа созданы достаточно комфортные условия. Простые моряки живут в четырехместным каютах с душем и санузлом. Офицеры низшего и среднего ранга - в двухместных, а старшие командиры - в одноместных каютах.

Для российского флота

Переговоры о «Мистралях» для России начались в 2009 году, а уже в следующем Москва и Париж достигли соглашения по условиям контракта. В соответствии с договоренностями, два первых корабля должны были быть построены на французских верфях и столько же - на российских. Таким образом, наш ВМФ должен был обзавестись четырьмя вертолетоносцами, которые должны были обеспечить авиационную поддержку флота взамен стареющего авианосца «Адмирал Кузнецов». В 2012 году состоялась закладка первого «Мистраля» для нашего флота - «Владивосток», а строительство второго - «Севастополя» - началось годом позже. Сумма контракта составила 1,2 миллиарда евро. Планировалось направить оба корабля на постоянную службу в Тихоокеанский флот. Изначально все шло хорошо: вертолетоносцы быстро строились, Россия формировала экипажи, а Франция готовилась получить деньги. Однако в связи с присоединением Крыма и ситуацией на востоке Украины США и Великобритания потребовали от Франции приостановить передачу «Мистралей» России. Почти год ситуация находилась в подвешенном состоянии, пока в июле 2015 года Париж не объявил об окончательном разрыве сделки с Москвой.

У африканских берегов

Французы особо не расстроились, ведь уже тогда активный интерес к покупке кораблей проявлял Египет . Об условиях сделки Париж и Каир договорились максимально быстро, и уже в июне 2016 года «Мистрали» отправились в Александрию, перед этим приняв участие в совместных военно-морских маневрах двух стран. В стране пирамид вертолетоносцы получили новые имена, корабли назвали в честь бывших президентов Египта. «Владивосток» стал «Гамалем Абделем Насером», а «Севастополь» - "Анваром Садатом ". Не осталась в накладке и Россия. Поскольку эти «Мистрали» создавались специально под потребности отечественных машин, Каир купил у Москвы 50 вертолетов Ка-52к и Ка-29/31. Ну а уже в этом году оба «Мистраля» начали принимать активное участие в антитеррористической операции против исламистов на Синае. Базирующиеся на кораблях вертолеты заняты в операциях по зачистке побережья полуострова. В настоящее время, судя по последним новостям, вертолетоносец «Гамаль Абдель Насер» участвует в морских военных учениях совместно с подразделениями Кипра и Греции «Медуза-6». С его помощью отрабатывается взаимодействие наземных, воздушных и морских сил при проведении десантных операций. Таким образом, бывшие «Владивосток» и «Севастополь» активно используются на своей новой родине по прямому назначению.

Французы особо не расстроились, ведь уже тогда активный интерес к покупке кораблей проявлял Египет. Об условиях сделки Париж и Каир договорились максимально быстро, и уже в июне 2016 года "Мистрали" отправились в Александрию, перед этим приняв участие в совместных военно-морских маневрах двух стран.
В стране пирамид вертолетоносцы получили новые имена, корабли назвали в честь бывших президентов Египта. "Владивосток" стал "Гамалем Абделем Насером", а "Севастополь" - "Анваром Садатом".
Не осталась в накладке и Россия. Поскольку эти "Мистрали" создавались специально под потребности отечественных машин, Каир купил у Москвы 50 вертолетов Ка-52к и Ка-29/31.
Ну а уже в этом году оба "Мистраля" начали принимать активное участие в антитеррористической операции против исламистов на Синае. Базирующиеся на кораблях вертолеты заняты в операциях по зачистке побережья полуострова.
В настоящее время, судя по последним новостям, вертолетоносец "Гамаль Абдель Насер" участвует в морских военных учениях совместно с подразделениями Кипра и Греции "Медуза-6". С его помощью отрабатывается взаимодействие наземных, воздушных и морских сил при проведении десантных операций. Таким образом, бывшие "Владивосток" и "Севастополь" активно используются на своей новой родине по прямому назначению.

Жемчужину ВМФ Франции, которую за универсальность окрестили "швейцарским ножом", должны продать России в количестве четырех штук. Соседние страны обеспокоены.

"Мистраль"

"Честь" и "Родина". Эти два девиза красуются на палубе корабля. Стоя на капитанском мостике, кажется, что ты на верху башни. Его длина - 200 метров, вес - 21 000 тонн, и, несмотря на это, он плавает. Это "Мистраль", самый большой военный корабль Франции после авианосца "Шарль де Голль". Одна из жемчужин французского военно-морского флота, который заставляет бледнеть от зависти страны, стремящиеся завоевать влияние и военный авторитет. Массивный серый корабль похож на гигантскую обувную коробку, тяжело плывущую по волнам. Иногда его брюхо раскрывается, как пасть кита, и принимает в себя лодки и военное снаряжение. Он так силен, что может перевозить 16 тяжелых вертолетов, 4 десантные баржи и 70 транспортных средств, в том числе 13 танков "Леклер". А также размещать на борту команду в 650 человек.

Его кодовое название - BPC (от "batiment de projection et de commandement" - "десантный корабль-вертолетоносец"). А еще его называют "швейцарским ножом". Действительно, имея экипаж в 177 человек, он может все. Высаживать десант на театре военных действий, перевозить боевые танки, быть местом размещения интегрированного командного пункта, средством для устрашения пиратов... Он очень мобилен, обладает свойствами амфибии, и на его борту оборудован госпиталь: два операционных блока, 69 коек, рентгенографический кабинет и томограф. Он входит в "семью" из трех французских вертолетоносцев; два других - это "Тоннерр" ("Tonnerre"), который был введен в эксплуатацию в 2007 г., и находящийся в стадии строительства и готовящийся к принятию на вооружение "Дисмюд" ("Dixmude").

В командном центре площадью в 800 кв. м. компьютеры сегодня подключены к секретной сети НАТО, в рамках подготовки к предстоящим натовским учениям в Дании. В боевом отсеке гигантские экраны в реальном времени показывают ситуацию на море в зоне учений. Средства управления на "Мистрале" настолько мощные, что корабль может в реальном времени координировать действия крупных сил морской авиации с участием нескольких авианосцев.

Именно эти характеристики вызвали интерес у Кремля. Русские, проводящие реформу своих вооруженных сил и желающие расширить тактические возможности своего флота, хотят купить четыре корабля "Мистраль". Палуба французского десантного корабля-вертолетоносца и в самом деле достаточно крепка, чтобы выдержать огромный вес российских вертолетов. По размеру он меньше своих американских аналогов и менее дорог. На европейском рынке десантных кораблей-вертолетоносцев французский корабль завоевал лидирующие позиции. Даже у британцев нет настолько многофункционального военного судна. Приглашенный на "Мистраль" по случаю дня французского ВМФ военно-морской атташе при посольстве России в Париже Александр Дрягин в круглой фуражке, которую носят российские моряки, похожей на привинченный к голове зонтик, держа в руке бокал шампанского, которое он находит "недостаточно крепким" напитком, кивает головой. "Нас очень интересует универсальность этого корабля. В России у нас нет корабля, оборудованного одновременно командным центром и госпиталем. И если мы захотим их строить сами, нам понадобится в два раза больше времени".

Французской стороне эта продажа позволит оживить верфи в Сен-Назере, где могут быть построены один или два "Мистраля". Говорят, министр обороны Франции Эрве Морен (Hervе Morin) лично отстаивал этот проект в беседах с главой государства. Если продажа состоится, это будет первый случай подобной передачи технологий страной НАТО России. Как в Елисейском дворце, так и в военном министерстве приводят шокирующий аргумент: "холодная война" закончена, надо отбросить "двойные стандарты" в отношении Москвы, "с Россией нужно обращаться как со стратегическим партнером и больше не видеть в ней угрозу".

Эти аргументы убедили далеко не всех. На протяжении месяцев "Мистраль" даже стал "кораблем раздора". Соседи России обеспокоены возможными последствиями для их безопасности. "Мистраль - стратегический корабль, который повысит возможности России по проведению десантных операций в Черном и Балтийском морях, а также и в более отдаленных регионах, вплоть до Азии", - поясняет один французский адмирал. Опубликованная несколько недель назад новая военная доктрина России говорит о расширении НАТО как об одной из главных угроз для России.

Меньше двух лет спустя после грузинской войны августа 2008 г., когда Южная Осетия и Абхазия по-прежнему остаются неподконтрольными Тбилиси, Грузии тем менее понятен жест Франции, что председательствовавший тогда в ЕС Николя Саркози громко утверждал, что помешал России дойти до грузинской столицы. С точки зрения Михаила Саакашвили, продажа "Мистраля" - "весьма рискованное" мероприятие. В конце 2009 г. главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий так прокомментировал покупку своей страной французского корабля: подобный корабль позволил бы Черноморскому флоту выиграть войну в Грузии в 2008 г. "за сорок минут, вместо двадцати шести часов".

Но тревожатся не одни грузины. Страны Балтии были аннексированы СССР во время Второй мировой войны. Независимость они обрели лишь в 1991 г., а русские войска были выведены оттуда только три года спустя. "Я не уверен, что лучший способ перевернуть страницу "холодной войны" - это торговать вооружением войны "горячей", - сказал недавно министр иностранных дел Латвии Марис Риекстиньш (Maris Riekstins).

Даже в России реакция на покупку "Мистралей" неоднозначна. "Этот вопрос вызвал в Москве споры. Многие военные руководители предпочли бы сами строить вертолетоносцы", - объясняла Мари Мендра (Marie Mendras), глава группы политического планирования МИД Франции, в ходе семинара, недавно организованного Фондом стратегических исследований (FRS). Это вопрос национальной гордости... "Мистраль" огромный, но очень удобный. Он очень заметный. Его будет трудно прикрывать. Но, в конце концов, у нас были деньги, но не было технологий для того, чтобы строить его самим, так что...", - полускептически, полупокорно говорит военно-морской атташе Александр Дрягин. Но дело еще не закрыто. 25 марта министр обороны Франции уверял, что "Мистрали" будут поставляться без военного оборудования. Об этом не может быть и речи, ответил Николай Макаров, начальник Генерального штаба России. Он предупредил, что его страна купит их "только в полностью снаряженном виде - со всеми средствами управления, навигации и вооружением".

"Реалполитик"

Помимо экономических и военных интересов, продажа "Мистралей" имеет большое политическое значение. Николя Саркози напоминает, что Запад нуждается в России для разрешения международных кризисов. Также Париж хочет задобрить Россию, которая является крупным поставщиком энергоресурсов. "Некоторым хочется восстановить своего рода "тыловой союз", подобный тому, что имел место между Францией и Россией в 1891 г. для предотвращения германской угрозы. Это относится к "реалполитик". Но что поделать, если она проводится в ущерб Грузии. Россия нам ближе, чем Китай. Нужно иметь долгосрочные концепции развития отношений с ней", - говорит один из деятелей ВМС, разделяющий пророссийский выбор Елисейского дворца. "Мистраль" в обмен на ужесточение позиции Кремля по поводу иранского ядерного досье? Как бы там ни было, Дмитрий Медведев заявил, будучи в феврале в Париже, что "Мистраль" станет "символом доверия" между двумя странами.

Этот подход разделяют и некоторые американские руководители. Министр обороны США Роберт Гейтс официально заявил о своих сомнениях по поводу продажи "Мистраля" России в ходе своего недавнего визита в Париж. Но также он сказал, что в этом нет проблемы с военной точки зрения, и не настаивал на своей позиции. Генерал Джеймс Джонс (James Jones), советник президента США по национальной безопасности, недавно подтвердил Figaro, что по этому поводу "между Францией и США нет никаких серьезных разногласий". "У нас самих началось активное потепление отношений с Россией. Поэтому я не думаю, что этот вопрос должен вызывать у нас какую-то сильную озабоченность". Генерал Джонс добавил, что ни он, ни президент Обама не поднимали этот вопрос с Николя Саркози. Даже генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен недавно заявил, что считает "успехом" тот факт, что "Мистрали" не смогут служить для нападения на одного из соседей России...

Придя в Белый дом, Обама пообещал "перезагрузить" отношения с Россией. Президентская команда нуждается в Кремле, чтобы продвинуться в деле ядерного разоружения и побудить Москву одобрить ужесточение санкций против Ирана в Совете Безопасности ООН, где Россия обладает правом вето. За это надо заплатить. И тем, кто платит, может стать Грузия. Диалог с Москвой, кажется, теперь более важен, чем дружба с Тбилиси, где поддержка Вашингтона становится все менее выраженной. Что же до перспективы вступления Грузии в НАТО, то она весьма отдаленна.

Москва остается региональной державой

С этой точки зрения не очень важно, что французам удалось добиться строительства в Сен-Назере всего одного или двух "Мистралей"... Остальные должны будут собираться на "Северной верфи" близ Санкт-Петербурга, принадлежащей российскому миллиардеру Сергею Пугачеву, отцу Александра, нового владельца France Soir... Кажется, все это было решено уже давно, поскольку France Soir говорила об этом уже в одной из статей, опубликованных в номере от 24 сентября 2009 г., еще до выхода ее обновленной версии...

Пока же спорная продажа "Мистраля" напоминает странам этого региона, что в военном отношении Москва остается региональной державой. Покупка французских кораблей также позволит России повысить свой международный авторитет. Мари Мендра предупреждает: "Нехорошо поддерживать иллюзию восстановления российской зоны влияния в соседних с ней странах. Эти страны всегда притягивал Евросоюз, и они знают, что Россия не станет гарантом их безопасности". Наоборот, говорит, она, надо будет "более смело развивать наши отношения с этими странами и разрабатывать долгосрочные концепции в этой области".