Этапы заключения договора транспортных компаний. Договор с транспортной компанией на перевозку груза. Договор об организации перевозок

В данной статье обобщены ответы на вопросы руководителей, экономистов и бухгалтеров по заключению и исполнению договоров транспортной экспедиции при перевозке грузов автомобильным транспортом. На примере практических ситуаций проанализированы особенности этого вида деятельности и представлены рекомендации по ряду актуальных вопросов для транспортных и транспортно-логистических компаний.

В настоящее время в связи со значительным увеличением грузопотоков происходит активное развитие рынка транспортно-логистических услуг. При этом транспортные и транспортно-логистические компании обязаны организовать перевозку грузов клиентов наиболее рациональным и эффективным способом. На практике именно они осуществляют управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Менеджеры логистических компаний выбирают виды транспорта и маршруты, заключают от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки и страхования грузов, обеспечивают отправку и получение грузов, а также исполняют другие обязанности, связанные с перевозкой. Компании, занимающиеся транспортно-экспедиционной деятельностью, часто сталкиваются с вопросами, актуальными при ведении финансово-хозяйственной деятельности, но до конца не урегулированными законодательными и нормативными документами. В данной статье акцентировано внимание на сложных и спорных моментах, возникающих на практике при исполнении договора транспортной экспедиции.

Правовые основы экспедиторской деятельности

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее - Правила транспортно-экспедиционной деятельности).

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза .

Ситуация 1

Применение правил посреднических договоров к транспортно- экспедиционной деятельности

Правомерность и актуальность данной ситуации определяется тем, что в настоящее время нет однозначной позиции по вопросу, является договор транспортной экспедиции, предусматривающий организацию перевозки грузов, посредническим договором или нет.

Так, Федеральным законом № 87-ФЗ определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В то же время из ряда решений арбитражных судов следует, что указанный договор является посредническим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 № 2043/07 по делу № А12-10099/06-29, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337).

Однако есть судебные решения, согласно которым транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается самостоятельным видом деятельности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2010 № Ф03-2066/2010 по делу № А04-5510/2009).

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к ст. 805 ГК РФ, согласно которой способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов.

Во-первых, экспедитор по своему усмотрению может исполнять свои обязанности лично и (или) с привлечением других лиц.

Во-вторых, в договоре может быть прямо предусмотрен принцип личного исполнения, когда экспедитор исполняет свои обязанности только лично. Возможна также ситуация, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор будет обязан лично исполнять лишь определенную соглашением часть своих обязанностей.

При возложении экспедитором исполнения своих обязанностей на третье лицо применяется общее правило п. 1 ст. 313 ГК РФ, в соответствии с которым клиент обязан принять исполнение, предложенное за экспедитора третьим лицом.

В связи с тем что способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов, экспедиторы также могут осуществлять свою деятельность в двух качествах :

● деятельность в качестве агента по поручению и от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком;

● деятельность, когда экспедитор может выступать в качестве исполнителя услуг по перевозке грузов, то есть он может либо перевозить грузы собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за перевозку в целом.

В первом случае предметом договора транспортной экспедиции является организация выполнения экспедитором за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) операций и услуг, связанных с перевозкой грузов.

При этом клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ).

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль будет являться его вознаграждение, а затраты, возникающие в процессе исполнения договора, могут признаваться собственными затратами экспедитора или подлежащими возмещению клиентом в зависимости от условий заключенного договора. Как правило, именно условиями договора определяется, какие затраты и какая сумма компенсации подлежат перечислению экспедитору со стороны клиента для исполнения договора.

Во втором случае все расчеты с перевозчиками осуществляет экспедитор от своего имени. Иными словами, договор транспортной экспедиции оформляется как договор оказания услуг.

Такая форма договорных отношений, как правило, используется:

● при оказании экспедитором услуг клиенту своими силами без привлечения сторонних организаций;

● в случаях, когда экспедиторы, привлекая третьих лиц, не хотят предоставлять клиенту информацию о стоимости услуг третьих лиц и о размере своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну;

● когда привлечение соисполнителя производится для оказания услуг нескольким клиентам. Например, экспедитор привлекает организацию, осуществляющую перевозку грузов, которые принадлежат различным клиентам.

При указанной форме договорных отношений цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора, клиент не компенсирует ему затраты, понесенные в интересах клиента.

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль является его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут признаваться в его бухгалтерском учете и учитываться при налогообложении прибыли.

К сведению. Договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки. Согласно гл. 41 ГК РФ в компетенцию экспедитора входят исключительно организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Документальное оформление услуг экспедитора

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ предусмотрено, что при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторские документы , а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Перечень экспедиторских документов определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ).

Получение экспедитором груза от клиента или от указанного им грузоотправителя подтверждается экспедиторской распиской (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), которая выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил транспортно-экспедиционной деятельности). Форма экспедиторской расписки утверждена Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Если экспедитор организует перевозку по поручению и для клиента, иными словами, заключен посреднический договор, то в качестве основного документа, подтверждающего выполнение услуг по договору транспортной экспедиции, будет выступать отчет экспедитора . В нем следует указать:

● суммы, перечисленные экспедитору в счет заключенного по поручению клиента договора транспортной экспедиции;

● документы, подтверждающие выполнение транспортно-экспедиционных услуг;

● сумму своего вознаграждения.

К отчету экспедитора прилагаются документы, подтверждающие выполнение договора транспортной экспедиции: договоры с каждым из перевозчиков, акты выполненных работ с указанием маршрута доставки товарно-материальных ценностей, счета-фактуры, платежные поручения, выписки банка, подтверждающие оплату услуг.

Если клиент заключает договор транспортной экспедиции как договор оказания услуг, то согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ и разъяснениям официальных органов документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются экспедиторские документы и акт оказания услуг.

Огромное количество споров и разногласий вызвала появившаяся недавно форма транспортной накладной .

В настоящее время официальная позиция сводится к следующему: при помощи одной только транспортной накладной расходы на перевозку подтвердить нельзя.

Заметим, что арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась. Не исключено, что судьи не согласятся с чиновниками и признают, что расходы на доставку можно подтвердить и посредством транспортной накладной.

Но пока рекомендуем «перестраховаться» и заполнить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т, тем более что Минтранс России не возражает против подобного варианта (письмо Минтранса Росcии от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис).

Важно! В случае заключения как договора транспортной экспедиции, носящего посреднический характер, так и договора на оказание экспедиторских услуг в перечень обязательных экспедиторских документов, подтверждающих выполнение договора транспортной экспедиции, транспортная накладная не входит.

Ситуация 2

Документы, подтверждающие расходы экспедитора при мультимодальных перевозках. Оформление «новых» транспортных накладных

Если доставку и перевозку грузов от места отправления до места назначения транспортом различных видов осуществляет один экспедитор (одна логистическая компания), то такая перевозка называется мультимодальной. При этом экспедитор принимает на себя ответственность за все расстояние перевозки и оформляет транспортные документы для клиента.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (в ред. от 06.11.2011) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная - перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Поэтому если экспедитор передает по транспортной накладной перевозчику груз, то «новая» транспортная накладная не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком. В связи с этим Минтранс России в письме от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис дополнительно разъясняет, что использование новой транспортной накладной не исключает применения накладных форм № 1-Т и № ТОРГ-12.

С целью правильного применения указанных накладных следует воспользоваться разъяснениями, приведенными также в письмах Минфина России от 17.08.2011 № 03-03-06/1/492, 17.08.2011 № 03-03-06/1/497, 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, 17.08.2011 № 03-03-06/1/501.

Суть этих разъяснений состоит в следующем. Если покупатель доставляет приобретенный товар собственным транспортом, то договор перевозки с транспортной компанией не заключается и услуги по перевозке не оказываются. Соответственно, транспортная накладная не оформляется. Организация-продавец передает товар с сопроводительным документом, оформленным по форме № ТОРГ-12, на основании которого покупатель приходует товар. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если продавец доставляет проданный им товар покупателю и услуги по доставке не включены в цену товара, то возникают гражданско-правовые отношения по оказанию услуг по перевозке товара. Поэтому в данной ситуации необходимо оформить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т.

Таким образом, документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются:

экспедиторские документы (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);

● акт оказания услуг;

● отчет экспедитора;

● товарно-транспортные накладные.

К сведению. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность сторон подтверждать факт оказания экспедиторских услуг подписанием соответствующего акта. Однако законодательство не содержит запрета на установление сторонами договора указанного порядка. Составление акта позволит сторонам договора существенно снизить налоговые риски.

Страхование грузов и ответственности экспедитора

Экспедитор является лицом, заинтересованным в сохранении груза (и в силу ст. 803 ГК РФ, и в силу ст. 6, 7 Федерального закона № 87-ФЗ). При заключении договора страхования экспедитор получает желаемую страховую защиту от убытков, которые могут возникнуть вследствие повреждения или утраты груза по вине третьих лиц, в том числе перевозчиков.

Ситуация 3

Определяем, кто должен страховать перевозимые товары - экспедитор или собственник товаров, и кто осуществляет затраты на страхование - клиент или экспедитор

Рассмотрение данного вопроса обусловлено не только тем, что расходы на страхование являются существенными при оказании экспедиторских услуг, но и тем, что они считаются дополнительными затратами для экспедитора.

В связи с этим правомерно встает вопрос о включении таких дополнительных затрат в собственные расходы экспедитора или, наоборот, о компенсации клиентом затрат на страхование, если они фактически осуществлены экспедитором.

В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы :

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ);

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (ст. 931, 932 ГК РФ).

Что касается страхования имущества, то в ст. 7 Федерального закона № 87-ФЗ прямо указано, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза , а также указаны основания и размер ответственности экспедитора.

Иными словами, в законе предусмотрена ответственность экспедитора за сохранность грузов клиента и отсутствует запрет на заключение договора страхования грузов экспедитором.

К сведению. Затраты по имущественному страхованию могут быть включены в состав расходов экспедитора (логистической компании), если такие затраты прямо прописаны и подлежат включению в состав расходов экспедитора в соответствии с условиями заключенных договоров.

Например, расходы на страхование грузов будут являться невозмещаемыми расходами, если по условиям договора такие расходы должен нести экспедитор. В этом случае они включаются в общие затраты экспедитора, связанные с исполнением договора.

Если по условиям договора расходы на страхование грузов осуществляются за счет клиента и (или) иного доверителя, то для экспедитора они будут возмещаемыми затратами.

Иными словами, расходы, произведенные экспедитором за счет клиента и (или) иного доверителя (возмещаемые затраты), не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль логистической компании. В этом случае груз страхуется экспедитором, а клиент должен своевременно возместить экспедитору понесенные им денежные расходы по организации страхования грузов. Основанием для такого вывода служат нормы подп. 9 п. 1 ст. 270 НК РФ, п. 5 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ.

При этом затраты, понесенные экспедитором и подлежащие возмещению клиентом, не признаются расходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99). На сумму данных затрат производится запись по дебету счета учета расчетов с клиентом (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с поставщиками и подрядчиками услуг, затраты на которые возмещаются клиентом (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

При получении от клиента денежных средств в счет возмещения данных затрат в учете экспедитора погашается указанная дебиторская задолженность клиента, и доход при этом не образуется (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99).

Таким образом, расходы на страхование грузов могут осуществляться за счет клиента (возмещаемые затраты) либо включаться в собственные расходы экспедитора (невозмещаемые затраты) в зависимости от условий договора.

К сведению. В Федеральном законе № 87-ФЗ прописана обязанность экспедитора не заключать договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено экспедиторским договором. Эта норма направлена на то, чтобы не допустить двойного страхования груза - и клиентом, и экспедитором.

Ситуация 4

Включение затрат на страхование ответственности экспедитора, предусмотренных договором транспортной экспедиции, в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли

В соответствии со ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона № 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ и Федеральным законом № 87-ФЗ.

Если страхование грузов всегда осуществляется в интересах самого клиента, то страхование профессиональной ответственности осуществляется как в интересах экспедитора, так и в интересах клиента.

Транспортная компания, заключившая договор страхования ответственности экспедитора, считает себя защищенной от возможных неприятностей с перевозимым грузом и автоматического возникновения в связи с этим убытков. Соответственно, заключение данного договора позиционируется для клиента как преимущественный фактор при выборе транспортной компании.

Арбитражная практика по данному вопросу не является однозначной: встречаются решения, признающие правомерность страховой выплаты при заключении договора страхования ответственности экспедитором (Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2009 № КГ-А40/1283-09), и решения, поддерживающие отказ страховой компании в выплате страхового возмещения (Постановления ФАС Северо-Западного круга от 13.10.2008 № А56-47226/2007, ФАС Уральского округа от 01.12.2008 № Ф09-8955/08-С5).

Иными словами, в законе должна быть прямо предусмотрена возможность страхования риска неисполнения обязательств.

В настоящее время Федеральным законом № 87-ФЗ обязательное страхование ответственности экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом не предусмотрено.

Если при заключении договора транспортной экспедиции условие о страховании ответственности экспедитора все-таки предусмотрено, то здесь нужно учитывать следующее.

Страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования и не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 263 НК РФ.

Исключение составляют расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ, письмо УФНС по г. Москве от 08.09.2010 № 16-15/094901@).

Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности экспедитора (за исключением страхования ответственности при осуществлении деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями) не могут признаваться расходами для целей налогообложения прибыли.

в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Перевозчик », с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Отправитель », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны », заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить вверенный ему Отправителем груз в количестве , именуемый в дальнейшем «Груз», в следующий пункт назначения: , выдать груз Получателю, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, установленную настоящим договором.

1.2. Заключение настоящего договора подтверждается составлением и выдачей Перевозчиком Отправителю транспортной накладной (иного документа на груз).

1.3. Плата за перевозку груза составляет: рублей.

1.4. Перевозка груза оплачивается в следующие сроки и в следующем порядке: .

1.5. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок, определенный транспортными уставами и кодексами, или в разумный срок.

1.6. Работы и услуги, выполняемые Перевозчиком по требованию Отправителя и не предусмотренные настоящим договором, оплачиваются Отправителем по дополнительному соглашению сторон.

1.7. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

2. ПОДАЧА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА ГРУЗА

2.1. Перевозчик обязан подать Отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки груза, в следующий срок: .

2.2. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки груза.

2.3. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется Отправителем (Получателем) в следующие сроки и в следующем порядке: , а также с соблюдением положений, установленных транспортными уставами, кодексами и правилами.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКЕ

3.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке Стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, иными правовыми актами, а также следующую ответственность, установленную соглашением Сторон: .

3.2. Соглашения Сторон об ограничении или устранении установленной законом ответственности Перевозчика являются недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

3.3. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в срок, предусмотренный п.2.1. настоящего договора, а Отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств несут ответственность, установленную правовыми актами, а также следующую ответственность, предусмотренную соглашением сторон: .

3.4. Перевозчик и Отправитель освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

  • непреодолимой силы, а также вследствие иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном ;
  • в иных случаях, предусмотренных .
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ ГРУЗА

4.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

4.2. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается Перевозчиком в следующем размере:

  • в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
  • в случае повреждения груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости;
  • в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете Продавца, а при отсутствии счета – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, поскольку согласно настоящему договору эта плата не входит в стоимость груза.

4.4. Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности Перевозчика, Отправителя либо Получателя груза.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. До предъявления к Перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, Отправитель (Получатель) обязан предъявить ему претензию в порядке, предусмотренном .

5.2. Во всем ином, не урегулированном настоящим договором, будут применяться положения ГК РФ, .

Чем отличаются услуги по перевозке от иных транспортных услуг, когда договор экспедиции является чисто посредническим договором и как выплачиваются налоги при оказании услуг по экспедиции груза - актуальные в перевозочном бизнесе вопросы. Чтобы ответить на них правильно, индивидуальному предпринимателю следует ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими особенности ведения дел в компаниях этого профиля.

Перевозка и транспортные услуги

В связи с перемещением товара от продавца к покупателю появляется необходимость в посреднике, который организует перевозку и осуществит её. Нередко эту роль берут на себя индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на оказании транспортных услуг. В таком случае к договору купли-продажи добавляются договоры:

  1. Перевозки. С перевозчиком подписывается договор на обычную операцию по транспортировке груза. Вопросами организации перевозочного процесса, подготовкой груза к отправке, а также оформлением необходимых документов на груз занимается отправитель.
  2. Транспортного экспедирования. Договор экспедирования подразумевает предоставление дополнительных услуг, связанных с транспортировкой груза - организация перевозки, поиск перевозчика, подготовка груза к отгрузке. В рамках такого соглашения грузоотправитель (или грузовладелец) оформляет заявку с точными инструкциями для экспедитора, но сам непосредственным оформлением и подготовкой груза не занимается.
  3. Агентирования. Агентский договор заключается между индивидуальным предпринимателем - посредником, организующим перевозочный процесс, и транспортной компанией, которая выполнит доставку груза. В рамках договора агентирования экспедитор является посредником, которому необходимо найти транспортную компанию для осуществления перевозки груза.

Прежде чем оказывать кому-либо транспортные услуги, предпринимателю необходимо заключить договор соответствующего вида

К транспортным нередко прибавляются дополнительные услуги:

  1. Консалтинговые: определение маршрута перевозки, выбор вида транспорта и способа доставки, расчёт стоимости и сроков доставки и т. д.
  2. Организационные: подготовка и оформление перевозки, заключение договоров с участниками транспортного процесса, создание необходимых документов, планирование операции доставки и пр.
  3. Подготовка груза: укладка, маркировка, затаривание.
  4. Таможенное оформление.
  5. Приём и выдача груза.
  6. Погрузочно-разгрузочные работы (стивидорские, если речь идёт о морском судне), услуги сюрвейерских компаний, проводящих оценку имущества для целей страхования.
  7. Сопровождение грузов.
  8. Работа с претензиями и неисправностями при перевозке.

Состав работ определяет вид заключаемого договора. Рассмотрим основные два договора транспортных услуг.

Структура и содержание договоров перевозки и транспортного экспедирования

Для оказания услуг заключается договор перевозки между перевозчиком и грузоотправителем (грузовладельцем).

Предметом сделки является организация транспортной операции, поэтому в соответствующем разделе договора индивидуальному предпринимателю полезно дать указание на законодательные нормы, регулирующие взаимодействие сторон в перевозочном процессе (ГК РФ глава 40 «Перевозка»).

По договору перевозки перевозчик обязан подать под погрузку транспорт в указанное место и время. Кроме того:

  1. Транспортное средство должно быть исправным и пригодным для перевозки заявленных грузов.
  2. Перевозчик обязан осуществлять перевозку груза по согласованному маршруту.
  3. Груз должен быть доставлен в сроки, которые были оговорены при обсуждении заказа и зафиксированы в письменном соглашении.
  4. Если происходит вынужденная задержка транспортного средства в пути, перевозчик своевременно информирует заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих доставке грузов.

Заказчик обязан сообщить полную информацию о перевозимом грузе - наименование, тип, общее количество. И также нужен график с указанием пунктов подачи транспортных средств под погрузку. Заказчик готовит всю товаросопроводительную и транспортную документацию на перевозимый груз и оплачивает фрахт транспортного средства.

Транспортные услуги индивидуального предпринимателя оплачиваются после представления им соответствующих счетов и накладных. Оплата может взиматься в виде фиксированной суммы или за единицу транспортной работы.

Сделка по перевозке грузов будет взаимовыгодной только в том случае, если в договоре чётко прописаны права и обязанности сторон

Перевозчик отвечает за подачу транспортных средств под погрузку вовремя и за срыв сроков поставки. В разделе договора «Штрафные санкции» указывается величина выплат за нарушение сроков перевозки.

Кроме этого, перевозчик ответственен перед заказчиком за полную или частичную утрату груза, его повреждение, ухудшение качества и потерю товарного вида, произошедшие по причине ненадлежащего исполнения договора перевозки. Подписывая договор, индивидуальному предпринимателю нужно определить, за чей счёт будет проведена оценка размера ущерба.

Заказчик отвечает за:

  • ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору;
  • причинённый ущерб перевозчику;
  • необоснованный отказ в оплате услуг перевозчика;
  • несвоевременную оплату выставленных по договору счетов;
  • несвоевременное освобождение транспортного средства.

Договор транспортного экспедирования

Договор транспортной экспедиции заключается между заказчиком и транспортным экспедитором.

Экспедиционные услуги сегодня представляют собой исполнение не только транспортной операции, но и оказание услуг по консолидированию, хранению, складированию, обработке грузов в соответствии с инструкциями заказчика. Современные экспедиторы консультируют по выбору способа и маршрута доставки груза, решают налоговые вопросы, занимаются страхованием, координируют перевозочные процессы. Всю совокупность экспедиционных услуг делят на четыре группы:

  • доставочные,
  • стивидорские,
  • тальманские,
  • складские.

Что представляют собой доставочные и складские услуги, ещё можно догадаться, а вот стивидорским и тальманским услугам дадим определение.

Стивидорские услуги - погрузочно-разгрузочные и перегрузочные операции в промежуточном пункте. Тальманские услуги представляют собой подсчёт количества единиц груза при погрузке и выгрузке груза из транспортного средства. Услуги по осмотру груза и транспорта называются сюрвейерскими. Обычно сюрвейерские и тальманские услуги предоставляются комплексно.

  • поверенные;
  • комиссионеры;
  • владельцы склада, хранители грузов;
  • арендодатели контейнерно-трейлерного парка;
  • перевозчики.

Каждый из перечисленных экспедиторов предлагает определённый спектр услуг, связанный с транспортировкой - консолидирование-расконсолидирование грузов, формирование отправок, резервирование тоннажа, размещение на складе и ответственное хранение, аренда средств пакетирования грузов. Специфика работы индивидуального предпринимателя - экспедитора определяет содержание договора экспедирования, а также даёт ответ на вопрос, кем же является экспедитор для заказчика - поверенным, комиссионером, владельцем склада, агентом или перевозчиком.

В разделе «Предмет договора» указывается сфера регулирования отношений экспедитора и заказчика. Понятно, что деятельность индивидуального предпринимателя и его услуги транспортного экспедирования полностью определяют содержание текста этой статьи.

Заказчик выдаёт экспедитору поручение на перевозку груза. Для документального оформления этой операции существует специальная форма ФИАТА.

Оформление проформы ФИАТА, выдачей которой оформляется поручение экспедитору, является обязательным при международных перевозках

Затем экспедитор акцептирует (подтверждает) факт принятия поручения. Доказательством этого служит расписка экспедитора ФИАТА.

Оборотная сторона проформы ФИАТА, которая подтверждает, что экспедитор принял к исполнению поручение заказчика

Экспедитор готовит транспортные и все необходимые документы на груз. По желанию заказчика экспедитор может участвовать в проработке транспортных условий договора купли-продажи.

Обязательства и ответственность экспедитора и заказчика определяются «Общими условиями деятельности Российских международных экспедиторов» и Гражданским кодексом РФ: главой 40 «Перевозка», главой 41 «Транспортная экспедиция», главой 47 «Хранение», главой 49 «Поручение», главой 51 «Комиссия», главой 52 «Агентирование», главой 37 «Подряд».

Типовой договор на грузоперевозки ИП и образец акта выполненных работ

Выдача транспортного документа (транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз) подтверждает заключение договора на грузоперевозки. Иногда одной транспортной накладной достаточно, чтобы свидетельствовать о заключении договора перевозки в простой письменной форме, не требуя при этом подписания ещё какого-то договора .

Если перевозчик принял заказ грузоотправителя на перевозку груза или грузоотправитель принял заявку перевозчика на перевозку груза, то договор перевозки считается заключённым.

Типовой договор на перевозку может использоваться при стандартных условиях транспортировки груза

Факт исполнения перевозочных услуг подтверждается различными документами . Это могут быть: транспортная накладная, путевые листы, заявка на перевозку, акт сверки расчётов и др.

Акт выполненных работ подтверждает факт оказания индивидуальным предпринимателем услуг по перевозке груза

Расторжение и изменение договора

Изменение условий договора предполагает, что договор будет исполнен, но содержание обязательств или размер ответственности был пересмотрен путём изменения ряда статей документа. Расторжение договора предполагает аннулирование достигнутых ранее договорённостей. Изменение и расторжение возможно с общего согласия сторон, путём подписания соглашения об изменении или расторжении договора либо в одностороннем порядке через суд. Обращаться в суд индивидуальному предпринимателю следует после получения отказа контрагента по сделке менять содержание договора или расторгнуть договор (ст. 452 ГК РФ).

Договор считается расторгнутым после того, как стороны подпишут соглашение, либо после вступления в действие решения суда. Последствия ожидаются для стороны, существенно нарушившей условия договора или не исполнившей своих обязательств в ответ на выполнение обязательств партнёра по сделке (ст. 453 ГК РФ).

Отчётность и налогообложение

Вопросы предоставления отчётности по налогообложению определяются выбранной системой налогообложения. Система ЕНВД, как самая популярная среди ИП, может применяться к договорам перевозки с выполнением условий:

  1. Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов предпринимателями, имеющими транспорт на праве собственности или ином праве (договор аренды или лизинга подойдёт).
  2. Парк транспортных средств не должен превышать 20 автомобилей.
  3. К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
  4. Заключение договора подтверждается выдачей транспортной накладной.
  5. Не имеет значения способ расчёта за оказанные услуги, расплачиваться можно наличными и безналичными платежами.

Иные транспортные услуги не входят в перечень видов деятельности, к которым можно применять ЕНВД, зато индивидуальному предпринимателю вполне можно вести деятельность на УСН.

Чтобы правильно выбрать систему налогообложения, ИП следует систематизировать перечень оказываемых услуг и изучить нормативные трабования к ведению бизнеса в сфере перевозок

Налоги с договоров грузоперевозок и транспортных услуг

Договор экспедиции предусматривает проведение посреднических операций, налогом облагается прибыль с получаемой платы за услуги экспедитора. Деньги от заказчика, переданные для исполнения обязательств по договору, не являются прибылью, налоги с них не выплачиваются. Кроме этого, расходы экспедитора по исполнению условий договора возмещаются клиентом и не учитываются при исчислении налогов. Об этом говорят письма Минфина России от 24.05.2012 № 03–03–06/1/270, от 30.01.2012 № 03–11–06/2/13, от 14.06.2011 № 03–07–08/185, от 01.12.2009 № 03–11–06/2/252, от 30.03.2005 № 03–04–11/69.

А также экспедитор уплачивает налог на добавленную стоимость с суммы вознаграждения (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03–07–08/185, от 30.03.2005 № 03–04–11/69, от 21.06.2004 № 03–03–11/103). После оказания индивидуальным предпринимателем иных транспортных услуг по контракту исчисляется сумма НДС и выставляется счёт-фактура в течение пяти дней.

Видео: документальное оформление транспортных услуг

Индивидуальному предпринимателю, решившему оказывать транспортные услуги, следует различать перевозочные и экспедиционные услуги, так как вид деятельности в сфере перевозок определяет применимость ЕНВД. Оформлять договор в чистом виде не всегда обязательно, иногда достаточно иметь транспортную накладную, путевой лист и счёт-фактуру.

Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.

В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.

Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?

Отношения сторон, связанные с предоставлением услуг по перевозке грузов, регулируются Главой 40 Гражданского Кодекса РФ <Перевозка>. Так, статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, которым определяются условия перевозки грузов. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК РФ).

Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ "Отранспортно-экспедиционной деятельности", другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).

По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:

Поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;

Экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;

Складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.

При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.

Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.

Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, "идут навстречу" пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.

Рассмотрим порядок оформления таких документов.

Товарно-транспортная накладная или ТТН

Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (Форма 1- Т), утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее - Постановление). Согласно этому Постановлению применять унифицированную Форму 1-Т должны юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.

В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.

Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе "Плательщик" товарного раздела ТТН и в графе "Заказчик (плательщик)" транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.

Путевой лист

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.

Так, заказчиком заполняются отрывные талоны путевого листа, которые служат основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику перевозки. К счету на оплату услуги по перевозке груза прилагается соответствующий отрывной талон. При этом сам путевой лист, в котором повторяются идентичные талону заказчика записи о времени работы автомобиля у заказчика, остается у перевозчика.

Отметим, что в талоне заказчика в графе <Заказчик> Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.

И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?

Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.

Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:

Талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;

Акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.

Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.

Необходимость доставить к месту назначения товар или какие-либо материалы возникает у многих компаний. При этом далеко не каждая из них имеет свой транспорт. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлением заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей.

Однако начнем, как положено, с начала.

Согласно договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или же организовать выполнение указанных в этом контракте услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ). Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным». В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр. Для подобных случаев в «теле» договора всегда существуют отсылки к приложениям, которые составляются при каждой очередной перевозке, а также оговорка, что все приложения к договору являются его неотъемлемыми частями.

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту). Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом.

Впрочем, иногда оговорка бывает не нужна. Дело в том, что неотъемлемость некоторых договорных приложений, например, зафиксирована сразу в законе. Именно так обстоит дело с поручением экспедитору, в котором определяются условия и перечень оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг путем оформления складской расписки, которая свидетельствует о факте принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение, а также экспедиторской распиской (п. 5–7 постановления правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»). Обратите внимание – перечисленные документы являются обязательными и для фирм-экспедиторов, и для их клиентов (приказ Минтранса № 23 от 11 февраля 2008 г. «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов», далее – Приказ о порядке № 23). Однако при отсутствии хотя бы одного из этих обязательных «экспедиторских» приложений (если, например, исполнитель не очень добросовестно выполнил свои договорные обязательства), даже несмотря на наличие в законодательстве некоторых «успокоительно-компенсационных» правил (таких, как, например, ст. 15, 393 и 801 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»), с восстановлением справедливости у отправителя могут возникнуть серьезные проблемы.

Обычные дела

Рассмотрим типичную ситуацию. Компания-получатель обратилась к фирме-исполнителю, чтобы последний от ее имени обеспечил автоперевозку и экспедирование груза. Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции. На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.

Однако сделка пошла по другому сценарию, нежели изначально планировали компаньоны, – часть груза оказалась утерянной. После непродолжительной и безрезультатной претензионной переписки представитель фирмы-покупателя обратился в суд. Компания-заказчик требовала взыскать с бывшего партнера стоимость утраченного товара. Развязка этой истории и печальна и поучительна: фирме-покупателю не удалось выиграть спор ни в одной инстанции. Вердикт арбитров был везде одинаков: хотя спор возник из отношений, связанных с перевозкой и экспедированием товара, де-юре договорных обязательств между сторонами вообще не возникало, т. к. представители компании-заявителя не смогли показать арбитрам экспедиторскую расписку (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2009 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2010 г. по делу № А56-36614/2009).

Распишитесь…

Итак, в рассмотренном примере отсутствие выданной экспедитором клиенту (или указанному им грузоотправителю) экспедиторской расписки, которая согласно закону является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, исключает основания полагать возникновение между сторонами как обязательств по указанному договору, так и по возмещению стоимости утраченного груза.

Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции. На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и подтверждает факт получения груза, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или грузополучателю – по окончании перевозки). Выдачей этого документа экспедитор подтверждает, по крайней мере, четыре факта. Первый – что указанная там отправка состоялась и он несет ответственность за выполнение обязательств по доставке груза. Следующим «пунктом» экспедитор свидетельствует, что тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии. Далее, выдача расписки «указывает», что ее содержание соответствует инструкциям, полученным экспедитором, без каких-либо разночтений. И, наконец, оформленный транспортный документ означает, что условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с самой распиской.

Форма и содержание

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту). Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом (т. е. эта бумага не возвращается экспедитору после доставки груза получателю). Если участникам перевозки потребуются ее дополнительные копии, то на бланках делается отметка «Копия необоротная».

Требования к бланку экспедиторской расписки изложены в Приказе о порядке № 23. Он должен быть напечатан на листах А4 шрифтом строго определенной величины, а заполнить расписку надо либо на компьютере, либо черной или синей шариковой ручкой, без ошибок и помарок (п. 21–24 Приказа о порядке № 23).

Почти все поля расписки предназначены для описания груза, и они идентичны тем, что содержатся в бланке другого транспортного документа – поручения экспедитору. Здесь указываются номер и дата составления документа, реквизиты отправителя, экспедитора и клиента (включая наименование, точный адрес и телефон). Далее идут сведения о грузе: вписывается страна происхождения товара, его товарный код (или опознавательный номер груза) для таможенных, транспортных и статистических целей, информация о маркировке, упаковке и количестве занимаемых им мест. Далее прописывается вес груза с упаковкой и без нее (соответственно – брутто, нетто). Затем указывается объем груза и его стоимость согласно платежным документам.

Есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, – это пункт «Условия». В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора. Ниже (обратите внимание – по желанию партнеров) проставляются особые отметки – это может быть любая дополнительная информация о ценностях, об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза. Расписку подписывает экспедитор или его уполномоченное лицо (с расшифровкой).

Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным». В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр.

Обратите внимание – несоблюдение установленной законом формы экспедиторской расписки равнозначно ее отсутствию (во всяком случае, для арбитражный судей), и «тянет» за собой уже рассмотренное выше решение об «отсутствии каких-либо договорных обязательств». Например, если предприятие-клиент решит призвать к ответу нерадивого экспедитора и представит в суде заявку на перевозку груза, товарно-транспортную накладную, а также сдаточный список, заявив, что последний является экспедиторской распиской, то решения в свою пользу ему, скорее всего, не видать. Арбитры сочтут, что экспедитор от фирмы-заказчика ничего не получал, т. к. факт получения груза не подтвержден, а сдаточный список не экспедиторская расписка, потому что форма последней четко установлена законом (решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 июня 2008 г. по делу № А60-15704/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2008 г.; постановление ФАС Уральского округа от 2 июня 2008 г. № Ф09-3930/08-С5).

Вниманию бухгалтеров

Может сложиться впечатление, что правильно оформленная экспедиторская расписка нужна только клиенту. Однако в грамотно составленном документе заинтересован и экспедитор. Как неоднократно указывалось, расписка подтверждает факт приема груза экспедитором, а значит, и переход к нему права на владение грузом до момента его передачи грузополучателю. Поэтому в бухгалтерском учете фирмы- экспедитора именно этот документ наряду с товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т является основанием для принятия груза на счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке, установленной договором транспортной экспедиции (постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78).

Обратите внимание – экспедиторская расписка не может подтвердить транспортные расходы компании-клиента (письмо УФНС РФ по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058), поскольку этот документ не содержит информации о стоимости оказанных услуг, а отражает только цену самого груза. (Для подтверждения же расходов на перевозку необходима товарно-транспортная накладная.) Однако расписка входит в комплект документов, подтверждающих факт оказания услуг экспедитором (наряду с договором, ТТН, отчетом экспедитора – актом оказания услуг, перевозочными документами, например отрывными талонами путевых листов и пр.).

Кстати, комплект экспедиторских документов тоже необходим обеим сторонам сделки: экспедиторам – для подтверждения права применения нулевой ставки НДС, а клиентам – для применения вычетов по НДС в части расходов на экспедирование и перевозку грузов по договору транспортной экспедиции (письма УФНС РФ по г. Москве от 24 мая 2007 г. № 19-11/048184.1 и от 15 мая 2007 г. № 19-11/044970).