Что писать в обоснование соответствия объекта. Обоснование закупки: на что обратить внимание. В каком году необходимо подготовить и разместить план закупок в ЕИС

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о порядке обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 (далее - Постановление N 555).

Постановлением N 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее - Форма обоснования планов закупок) и Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее - Форма обоснования планов - графиков закупок).

Согласно Постановлению N 555 в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации. В графе 7 Формы обоснования планов - графиков закупок указывается Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) в порядке, установленном статьей 22 указанного Федерального закона.

Заполнение указанных выше граф форм обоснования планов и планов - графиков закупок осуществляется заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом полагаем, что в случае, если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации напрямую следует из названия такой государственной (муниципальной) программы, такого международного договора, таких функций и полномочий, в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.

Вместе с тем не всегда можно отследить прямую связь между объектом закупки и соответствующим мероприятием государственной (муниципальной) программы, международным договором, функциями и полномочиями. В данном случае в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия государственной (муниципальной) программы, международного договора, функций и полномочий.

В отношении заполнения Формы обоснования планов - графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика (исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5, 26, 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ отмечаем, что в указанном случае в соответствии с пунктом 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 555, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8 Формы обоснования планов - графиков закупок.

В случае обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок в целях обоснования годового объема указанных закупок указывается информация о его соответствии ограничениям годового объема закупок, установленным соответствующими положениями Закона N 44-ФЗ.

При обосновании закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в случае заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий, в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок указывается информация об утвержденном плане командировок (указываются мероприятия, на посещение которых были получены приглашения), согласно которому выделяется соответствующие денежные средства.

В случае обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами), в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок указываются запланированные образовательные и экскурсионные мероприятия и объем услуг (в часах), оказываемых в рамках соответствующих мероприятий.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Разъяснения касаются заполнения формы обоснования планов закупок и формы обоснования планов-графиков закупок.

В графе 6 формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору. В графе 7 формы обоснования планов-графиков закупок отражается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Указанные выше графы заполняются заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством о контрактной системе.

При этом если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору напрямую следует из названия такой программы, договора, функций и полномочий, в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.

В противном случае в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия, международного договора, функций и полномочий.

В отношении заполнения формы обоснования планов-графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) разъяснено, что обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8.

Также разъяснено, как заполняется графа 8 формы обоснования планов-графиков закупок в следующих случаях. Речь идет о заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение, о заключении контракта на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) физлицами.

Объект закупки — в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Объект закупки — это по фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его.

Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя. В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства. Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.

Источниками для формирования описания могут быть:

  1. Ранее исполненные контракты.
  2. Официальные сайты (или иные источники информации) государственных и муниципальных органов.
  3. Нормативные документы, технические нормы, стандарты, регламенты и другие своды правил.
  4. Информация из опубликованных научных статей в журналах и других источниках информации.
  5. Другие источники.

Существуют рекомендации к описанию предмета госзакупки. Они касаются технических и физических показателей, терминологии и условных обозначений, которые используются при описании закупаемых товаров, работ и услуг. Они установлены:

  1. Стандартами, принятыми в соответствии с 162-ФЗ от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации».
  2. Техническими регламентами, принятыми в соответствии с 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании».
  3. Иными условиями, связанными с потребностями заказчика.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример

Алгоритм обоснования соответствия объекта в плане

При формировании плана заказов и плана-графика бюджетные учреждения должны привести обоснование заказа. Порядок установлен постановлением Правительства РФ № 555 от 05.06.2015. Заказчик самостоятельно заполняет графы формы обоснования заказа товаров, работ и услуг.

Форма обоснования выглядит так.

Разберем заполнение формы с обоснованием пошагово.

Ячейка 1. Указывается порядковый номер.

Ячейка 2. Указывается идентификационный код в соответствии с выбранным предметом госзакупки, формируется по правилам ст. 23 44-ФЗ, а также приказа Минэкономразвития России № 422 от 29.06.2015.

Ячейка 3. Указывается наименование предмета заказа. Оно может полностью совпадать с графой «Наименование предмета контракта» из плана-графика.

Ячейка 4. Указывается программа, в рамках которой проводится госзакупка, например, государственная, муниципальная или целевая.

Ячейка 5. Указывается мероприятие программы, в соответствии с четвертой колонкой формы.

Ячейка 6. Указывается взаимосвязь госзакупки и мероприятия в рамках исполнения программы, указанной в колонке 4.

Ячейка 7. Указывается наличие нормативных актов, по которым устанавливаются требования по отдельным видам товаров, работ и услуг либо их отсутствие.

Пример обоснования

Частый вопрос, который возникает при необходимости привестиобоснование соответствия объекта закупки 2019 — что писать? Заказчик неоднократно задается им при составлении плана заказов и плана-графика. Ответим на этот вопрос с помощью примера.

Столбец 3. Услуги по переводу государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронную форму. Такое же наименование имеет заключаемый контракт по итогам закупки.

Столбец 4. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года № 313 .

Столбец 5. В соответствии с программой из столбца 4.

Столбец 6. Указывается цель или итог закупки в соответствии с программой из столбца 4.

Столбец 7. Указано постановление, в рамках которого проводится закупка.

Все госзаказы по 44-ФЗ осуществляются на бюджетные деньги. Чтобы контролировать эффективность расходов, от заказчиков требуют обосновывать их необходимость. Разберемся на примерах, что собой представляет обоснование соответствия объекта закупки 2019, что писать в нем и как его оформлять.

Нормативная база

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ , порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555 .

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика. Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки. Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми. Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги. Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.


Если всю информацию из ЕИС перевести в табличную форму, отчет заказчика будет выглядеть так:


Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.

Какая ответственность грозит за размещении извещения, документации, в которой объект закупки не соответствует наименованию объекта закупки в плане-графике? Фактически в документации речь идет о том же объекте закупки. Но наименования не совпадают. Можно ли внести изменения в план-график в части наименование объекта закупки? Не будет ли это признано изменением объекта закупки?

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Изменения в план-график вносятся за десять дней до размещения извещения. Так что если есть возможность, то лучше внести изменения в план-график.

Можно не изменить, а переформулировать наименование объекта закупки в извещении, документации, даже если сроки для внесения изменений в план-график пропущены. При этом заказчик должен быть уверен, что такая переформулировка наименования объекта закупки не изменит суть закупки и не ограничит круг потенциальных участников закупки.

Штраф за нарушение ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, если заказчики осуществляют закупки не предусмотренные планами-графиками

Основания для привлечения к административной ответственности

Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 114 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-Ф З) ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ вступает в силу только с 1 января 2017 г.

Соответственно, на данный момент ответственность именно за несоблюдение ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена до 1 января 2017 г. (не может существовать).

Однако существует ответственность за нарушение ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ и осуществление планирования без учета Особенностей, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31 марта 2015 г. (далее - Особенности).

На 2015-2016 гг. заказчики осуществляют планирование по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, с учетом Особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Необходимо иметь ввиду, что ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность, например, за нарушение сроков внесения изменений в план-график в соответствии с Особенностями, а именно:

размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1 -.13 ст. 7.30 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Расскажем, что писать в обосновании соответствия объекта в плане и плане-графике, какие сведения нужно включать обязательно. Также приведем примеры обоснования объекта закупки по 44-ФЗ и формы для скачивания.

Обоснование потребности закупки

При формировании плана нужно включить в специальную форму сведения об обосновании. Что писать в плане регламентирует от 05.06.2015 № 555. Оно содержит список характеристик, которые необходимо обосновать, а также шаблоны для подачи сведений.

Организатор должен объяснить выбор:

  • объекта закупки;
  • способа определения поставщика;
  • НМЦК.

Обоснование объекта закупки дается в плане, двух других показателей - в плане-графике (далее - ПГ). Для этих двух документов предусмотрены разные формы предоставления информации. За обоснованностью госзакупок следят органы мониторинга, контроля и аудита. Если проверка покажет, что потребности в процедуре не было или обоснование не предоставлено, процедуру могут отменить, а заказчика привлечь к административной ответственности.

До конца лета заказчики должны обосновать процедуры на следующий плановый период и вместе с проектом плана закупок передать в ГРБС. Затем закупки обосновывают, когда формируют и утверждают план-график.
Обоснование нужно, чтобы объяснить, почему заказчик закупает товары, работы, услуги с конкретными характеристиками и ценой. Расскажем, как корректно заполнить каждую графу формы обоснования. На примерах покажем, какие данные брать из планов, а какие заполнять самостоятельно.

Обоснование объекта закупки

Заказчик указывает цель и обоснование закупки в плане закупок. Нужно опираться на наличие государственных программ, мероприятия в рамках них, на собственные потребности, необходимость того или иного товара для нормального функционирования учреждения и т.д.

План содержит:

  • код закупки;
  • цель ее проведения;
  • объект;
  • обоснование объекта по 44-ФЗ;
  • период проведения процедуры;
  • объем финансирования.

Когда заказчик вносит обоснование соответствия объекта в план, в нем необходимо написать, для удовлетворения каких потребностей необходима продукция, для каких госпрограмм или мероприятий ее закупают, соответствует ли процедура положениям закона.

Пример обоснования закупки

✔ Форма обоснования закупок для плана;
✔ Форма обоснования закупок для ПГ;
✔ Пример формы обоснования канцтоваров;
✔ Пример формы обоснования по электроэнергии;

Скачать архив документов

В графе 1 укажите порядковый номер позиции.

В графе 2 укажите идентификационный код, который прописали в столбце 2 плана .

В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 5 формы плана. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

В графе 4 укажите наименование государственной, муниципальной программы, программы субъекта РФ, если планируете закупку в рамках такой программы. Например, вы планируете закупку в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» – от 26.12.2017 № 1640. В этой графе укажите наименование программы. Если процедуру планируете вне рамок программной деятельности, графу 4 не заполняйте.

В графе 5 укажите наименование мероприятия программы, наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа или наименование международного договора РФ, которое прописали в столбце 3 формы плана.

Что писать в обосновании соответствия объекта в плане закупок

Писать обоснование соответствия объекта в плане можно в свободной форме. Необходимо придерживаться официального стиля речи. Главное воспользоваться типовым шаблоном, который содержится в постановление Правительства РФ от 05.06.2015 №555. Наименование объекта должно быть указано в соответствии с классификатором ОКПД2.

Приведем пример обоснования объекта закупки в плане по 44-ФЗ. Если вы закупаете компьютерную технику для учреждения образования, укажите, в рамках какой муниципальной программы осуществляется процедура (например, «Повышение компьютерной грамотности учащихся 10-11 классов»).

Также обоснование соответствия объекта в ПЗ может быть указано исходя из потребностей конкретного учреждения. Например, если медцентр планирует приобретение карбюратора для автомобиля скорой помощи, он указывает, что товар необходим для поддержания транспорта в технически исправном состоянии.

Как написать обоснование закупки: пример

План включает сведения об обосновании закупки. Что писать в каждой графе, можно посмотреть в постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. В этом нормативно-правовом акте содержится подробная инструкция, как обосновать процедуру в плане. Утвержденная форма предоставления сведений содержит:

  • идентификационный код;
  • объект;
  • название госпрограммы (это может быть не только государственная, но и региональная, ведомственная, целевая программа);
  • мероприятие, для которого проводится процедура;
  • потребности учреждения, для удовлетворения которых покупается товар, работа или услуга (также можно указать функции);
  • обоснование закупки.

Как обосновать изменения в плане закупок

Менять план можно только по основаниям, указанным в законодательстве. Их можно найти в статье 17 44-ФЗ и в от 21.11.2013 № 1043. Внесение правок допускается в следующих случаях:

  • приведение документа в соответствие с изменившимися целями осуществления закупок или претерпевших изменение нормативно-правовых актов;
  • выполнение поручений в рамках реализации законов, решений и поручений органов власти;
  • исполнение решения по итогам общественного обсуждения;
  • экономия;
  • исполнение требований, содержащихся в предписании контрольного органа.

Иные основания не могут быть использованы для внесения изменений. При любых правках в плане соответствующие сведения должны быть включены в форму обоснований закупок.

К примеру, если поменялась дата планируемой процедуры в пределах указанного ранее года, изменения нужно внести лишь в ПГ. Но в случае, если из-за сдвига сроков изменился год или периодичность проведения процедур, правки следует внести и в план.