Презентация - общение. Презентация - общение в интернете Лекция общение презентация







Тема: «Общение в жизни человека»


Эпиграф:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери.

  • «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут без него обойтись, ошибается еще больше» Ф. Ларошфуко.
  • «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое» А. Шопенгауэр
  • «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других». Китайская пословица.

Блиц - опрос

1. Где человек общается?

2) С кем человек общается? Приведите примеры.

3) А можно ли общаться с животными?

4) Как вы думаете, для чего человек общается?

5) Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?

6) Кто может объяснить, что же такое «общение»? Какие слова могут охарактеризовать общение?


Собери определение

«Это», «друг с другом», «с целью», «опыта». «обмена мнениями». «взаимодействие», «передачи знаний», «людей», ОБЩЕНИЕ -


Общение - это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями


Общение

человеческая жизнь…

потребность в …

опыт…ценности…

богатый мир…

социализация…

… эмоциональные переживания…

стать человеком…


Френк Денс

« Общение – это один из видов деятельности, так как в процессе общения взаимодействуют именно люди»




А. Общение - это сторона любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда).

Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями.


НЕВЕРБАЛЬНОЕ

(МИМИКА, ЖЕСТЫ)

ВЕРБАЛЬНОЕ

(СЛОВЕСНОЕ)


« Слово – это самое эффективное средство воздействия». Слово – это мощное орудие, которым можно убить и воскресить человека.

И.П.Павлов



Роль общения

1. Через общение человек получает знания об окружающем мире.

2. Происходит передача опыта.

3. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения.

4. Происходит усвоение правил поведения.

5. Нравственные качества человека формируются в общении.

6. Характер формируется в общении.

7. Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его.

8. Любой человек может оценивать себя как бы глазами других людей.


Качества:

Хвастливость, сочувствие, умение слушать, злоба, тактичность, взаимопонимание, зависть, жадность, себялюбие, спокойствие, недоверие, доброта.

Заполните таблицу:

Что помогает общению? Что мешает общению?


Причины конфликтов

1. Люди не понимают друг друга.

2. Не владеют своими эмоциями.

3. Не принимают чужого мнения.

4. Не считаются с правами других.

5. Пытаются во всем доминировать.

6. Не умеют слушать других.

7.Хотят умышленно обидеть друг друга.


  • Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.
  • Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.
  • Умейте выслушать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  • Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.
  • Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.
  • Извлекайте уроки из допущенных в общении ошибок.

Карточка.

«Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам совет: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая – то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, когда он закончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы».

Д. Карнеги.


«Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер, - безнадежно некультурен».

Плутарх писал: «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать».

Д. Карнеги говорил: «Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»


Тест «Умеем ли мы правильно слушать?»

1 – никогда так не поступаю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.


Не зли других и сам не злись.

Мы в этом тленном мире гости,

И если что не так, смирись,

Будь в отношениях попроще.

Холодной думой головой,

Ведь в мире все закономерно,

Зло, принесенное тобой,

К тебе вернется непременно!


  • Домашнее задание. Параграф 8, эссе на тему «Общение для меня – это…»

Общение. Виды общения. Средства общения. Презентация учителя МОУ-СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области Половниковой О.В.

Общение сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя обмен информацией, взаимопонимание и взаимопознание.

Функции общения Информационно-коммуникативная для передачи информации в процессе общения необходимо удачно выбрать форму сообщения информации, речевые средства и ситуацию информирования, предвидеть реакцию партнера, учесть его индивидуальные особенности, уметь конкретизировать информацию по ходу высказывания;

Познание людьми друг друга – осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения, в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера;

Организация межличностных взаимоотношений – предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения;

Взаимовлияние людей друг на друга – проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь нашими глазами, в поиске «слабых точек» в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.

Средства общения Невербальные (внесловесные) Паралингви- стические (дикция, интонация, использование пауз, повышение-понижение тона, тембра) Экстралингвистические (мимика, жесты, акустика, цветозвуковые параметры помещения)

Вербальные средства общения Техника слушания Техника высказывания

Активное слушание – вид слушания, в котором проявляется отражение информации. Оно предполагает: Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника); Уточняющие вопросы; Вопросы построенный по типу: «Правильно ли я понял, что…?» Получение ответа на свой вопрос

Пассивное слушание применяется в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Оно предполагает: - демонстрацию заинтересованного отношения к собеседнику; поддерживающие реакции («да-да», «угу»); -уточняющие вопросы, помогающие «выговориться» собеседнику («И что она вам ответила?»)

Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Оно предполагает: Избегание оценок и толкований, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного:»Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер», спросим: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость?...»); Точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

Педагогическое общение Рефлексия – способность человека взглянуть на себя со стороны, способность к самоанализу собственных психических состояний, действий, поступков; Эмпатия – сопереживание, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек и сочувствия им; Идентификация – уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию, обстоятельства другого человека.

Техника Я-высказывания Позволяет свободно выражать свои чувства, осознавая при этом собственную ответственность за то, что происходит; Строить общение, никого не обижая и не вызывая агрессию со стороны собеседника.

Стили поведения и руководства педагога Автократический стиль – автономная власть руководителя; руководитель принимает решение сам и сам его объявляет. Авторитарный (или директивный) стиль – доминирование позиции руководителя; единоличное принятие большинства решений, постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания; отсутствие интереса к партнеру по общению как личности.

Демократический стиль – уравнивание позиций партнеров по общению; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений группы; выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими исполнителями; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности партнеров, их интересам, потребностям, склонностям.

Либеральный (или попустительский, или нейтральный) стиль – передача группе полномочий руководителя; при принятии решения все могут высказывать свои позиции, но реального согласования мнений достичь не стремятся; принятые решения не выполняются; нет контроля их реализации.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРБАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Методическая разработка урока обществознания

в 8 классе на тему «ОБЩЕНИЕ»

учитель обществознания МКОУ Горбатовской СОШ

стаж работы: 24 года

учебно-методический комплект А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

КЛАСС : 8

ТИП УРОКА : комбинированный

УМК : программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, учебник «Обществознание» 8кл. под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой

ТЕМА УРОКА : «Общение»

    ЦЕЛИ: раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека;

    познакомить с элементами культуры общения людей;

    научить элементарным приемам различных форм общения;

    развитие умения работать в группе, актуализировать знания;

    воспитание культуры общения, побуждение к самовоспитанию.

ЗАДАЧИ :

Обучающая : Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивающая : Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Воспитывающая : Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ТЕМЫ - общение, ритуал, межкультурное общение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    • личностные

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. -Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

    • предметные

Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения. -Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении. -Владение приёмами работы с электронными ресурсами и сервисами

    • метапредметные

    Познавательные УУД:

Развиваем умения работать в группе. -На основе анализа объектов делать выводы. -Обобщать и классифицировать по признакам.

    Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно -Прогнозировать предстоящую работу. -Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа. -Исследование реальных связей и зависимостей.

    Коммуникативные УУД:

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, экран, проектор, ноутбук, маркеры, фланелеграф, на фланелеграфе дерево без листьев, на столах листики разного цвета, цветы разного цвета: красные и синие, карточки с надписями «ДА» и «НЕТ»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

1. легенда;

2. фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». 3. презентация;

4. кейс «Хочу быть старостой».

ФОРМЫ РБОТЫ - урок-практикум с применением информационных технологий

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

    информационные;

    интерактивные;

    сотрудничества.

МЕТОДЫ : проблемно-поисковый и самоконтроля, практический, эвристический, эмоционального стимулирования

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ история,

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ : объяснение, рассказ, эвристическая беседа, использование межпредметных связей, организация самостоятельной работы с учебником .

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - работа в парах.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ - ф ормирующее оценивание на протяжении всего урока в виде самооценки, взаимооценки выполненных заданий, рефлексия в конце урока

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Эпиграф: « Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения» . А. де Сент – Экзюпери

    ОРГМОМЕНТ

Ц ель : Предварительная организация класса

Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Цель: психологический настрой учащихся.

Ожидаемый результат: обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Учитель: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный , - желают общаться.

Желтый - проявят активность.

Синий - будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ .

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.

Педагогические приемы: фронтальная беседа

Ответьте «да» или «нет» (карточки)

    Межличностные отношения могут быть только деловыми. (нет)

    При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе частных взаимоотношений. (да)

    Деловые отношения складываются на основе частных взаимоотношений. (нет)

    Более близкими межличностными отношениями становятся приятельские отношения. (нет)

    В межличностных отношениях важно понять другого. (да)

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «Общение»

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Педагогические приемы: работа с учебником, фронтальная беседа

1. Создание мотивации.

Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

Да, водицы испить.

Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Вопросы классу:

Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?

Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?

Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»

Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.

2.Что такое общение. Необходимость общения для человека.

Общение – это очень многоплановое понятие:

    Человек читает книгу – это общение,

    Смотрит спектакль …

    Говорит по телефону…

    Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.

Ребята приведите свои примеры общения?

Давайте с вами подумаем, что же такое общение. Выслушав детей, проводится запись определения в тетрадь:

Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Работа с текстом «Общение- лекарство от одиночества.» Е.А.Крашенинникова - современный российский психолог и писательница.

Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше и старику.

Вопросы и задания:

2.Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?

3.Согласны ли вы с мнением, что общение – лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?

4.Кому общение нужнее: юноше или старику? Почему?

Учитель подводит итог

3.Виды общения

Игра «Слепой, немой, глухой»

Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого»,

« немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому. В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?

Запись на доске и в тетради:

Виды общения

(в зависимости от средств передачи информации)

Речевое (вербальное) Неречевые (невербальные)

(речь) (мимика, жесты, интонация, движения тела)

В науке выделяют такие виды общения:

Общение

Перцептивное (предполагающее умение чувствовать другого)

Вербальное

(словесное)

Интерактивное (посредством взаимодействия людей, решающих определенную проблему


Вербальное общение предполагает передачу мыслей при помощи слов. Известный физиолог И.П. павлов заметил, что «слова – это самое эффективное средство воздействия». Слово- это мощное орудие, которым можно убить или воскресить человека.

Задание: попробуйте доказать этот факт. Испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?

(В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова о себе от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда уехал следователь, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров)

Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.

Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Подумайте:

В каких формах осуществляется общение людей на уроках в школе?

4.Формы общения.

Работа с учебником /с.60-62/- работа в парах.

Задание 1: Деловое/ служебное

Задание 2:Повседневное/бытовое

Задание 3.Убеждающее

Задание 4:Ритуальное

Каждая пара учащихся готовит одну форму общения.

В ходе проверки заполняется таблица, где указываются характерны черты основных форм общения.

Форма общения

Характерны черты

Деловое

Осуществляется в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы. Пример: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.

Повседневное

Осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем. Пример: общение между друзьями.

Убеждающее

Влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Пример: директор фирмы может убедить сотрудников в необходимости изменить режим труда и т.д.

Ритуальное

Представляет собой процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения. Пример: мужчина при входе в дом пропускает даму вперед или при входе учителя в класс – школьники встают .

3.Культура общения.

Чтение фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

« Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы.

Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает.

А « человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер,- безнадежно некультурен».

Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»

Вопросы и задания:

1.Согласны ли вы с мнением Д.Карнеги? Почему ваше мнение таково?

2.Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура?

3.Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?

    Что необходимо для того, чтобы оно было в радость?

Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

    Доверие к тому, с кем общаешься , вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

    Уважение к тому, с кем общаешься , признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;

    Уступчивость.

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.

    В общение следует вступать без предвзятости , т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего»

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

    М.М. Рощин:

«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.»

А теперь мы с вами проведём творческий конкурс

Составим 2 букета «Законов общения»,

1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.

2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.

(ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых ученики пишут качества человека, которые помогают полноценному общению. К магнитной доске прикрепляются ответы учащихся. Если у учащихся возникли затруднения, они могут воспользоваться вариантами ответов, которые записаны на рабочем листе.

Что помогает общению:

    Выслушай мнение другого с пониманием.

    Не обвиняй людей, а попытайся их понять.

    Искренне цените и хвалите достоинства людей.

    Доброжелательность.

    Любовь к людям.

    Сопереживание – это очень важно.

    Творить добро.

    Честность

    Чувство юмора.

    Вежливость

    Терпимость толерантность. и др.

Что мешает общению:

    Зависть

    Недисциплинированность,

    Злобность.

    Жестокость.

    Неуважение собеседника

    Национализм.

    Хамство.

    Замкнутость.

    Эгоизм (себялюбие).

    конфликтность.

    Пессимизм. и др.)

Вывод: Да заповеди общения актуальны и сегодня

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Цель: закрепление нового знания

Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания

Педагогические приемы: фронтальная беседа, составление синквейна (интерактивная форма обучения)

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать….

Р ассмотрим кейс-ситуацию и ответим на поставленные вопросы. Обсудим ответы в паре.

Кейс «Хочу быть старостой».

Лера всегда хотела быть старостой в классе, но классный руководитель, видя, что ребенок очень властный, не честный, проводила выборы в актив класса, так, что бы этой должности ей не предлагали. И старостой в классе выбиралась очень ответственная, добрая девочка Вика. В 9 классе, Лера решила взять эту ситуацию в свои руки, настраивает девочек класса против Вики. Приводит девчонкам вот такие примеры:

Так Кристина жирная, ей бы последить за своим весом, а она постоянно жуёт конфеты.

Лена, хоть и отличница, но по жизни глупа, так как выбрала в подруги Катю, которая с ней дружит только потому, что она даёт ей списать.

Что Наташа и Рита влюбились в Колю, строят ему глазки, одеваются вызывающе и вообще ведут себя как дурочки.- Эля одевается из «Сэконхэнда», так как ей родители не могут купить нормальные вещи.

Говоря всё это, добавляла, что Вика всегда говорит плохо о других, а при этом ещё староста, можно представить, о чём она говорит классному руководителю Любовь Петровне.

Услышав о себе такие вещи, девочки класса пошли на разборки к Вике. Вика была ошарашена такими обвинениями, попыталась доказать, что она об этом не говорила, но её никто не слушал. Расплакавшись, она пошла к Любови Петровне. Классный руководитель разобралась в ситуации. Вика осталась старостой, а Лера, окончив 9 класс, ушла из школы.

Алгоритм разбора ситуации.

    Назовите участников ситуации.

    Отнеситесь к этой ситуации.

    Какие формы общения здесь встречаются?

    Как бы вы поступили, услышав о себе не приятное?

    Как бы вы поступили на месте Вики?

    Как вы думаете, как удалось классному руководителю разобраться в ситуации?

    Как вы думаете, что чувствовала Вика во время обвинения в свой адрес со стороны девочек; когда классный руководитель выяснял ситуацию?

    Как вы думаете, как относились к Лере после выяснения ситуации?

    Какими вы видите в будущем Вику и Леру

6.ИТОГ УРОКА

Цель: подведение итогов урока

Ожидаемый результат: понятие учащимися важности общения

Педагогические приемы: составление синквейна

Составление синквейна на тему «Общение».

1строчка – одно существительное 2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна 4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме 5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение

Образец синквейна:

1. Общение. 2. Речевое, повседневное. 3. Передавать, обмениваться, убеждать. 4. Человек без общения, как без воздуха. 5. Самовыражение. Давай поболтаем! Давай поговорим!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Цель: повторение пройденного материала, развитие у учащихся творческих способностей

Параграф 8. Индивидуальные задания

    Подготовить и разыграть в классе модели различных видов общения.

    В течение недели проанализировать свое общение с различными людьми по схеме:

А) в каких формах происходило общение

Б) были ли конфликтные ситуации в процессе общения и как их можно было предотвратить

В) какие элементы культуры общения проявляли люди в процессе конкретного социально-психологического взаимодействия

РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: самоонализ успехов и неудач учащихся на уроке

Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.

Педагогические приемы: игровая форма, психологический тренинг

Психологический тренинг. Спасибо!

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения.

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Отлично

Хорошо

плохо

В конце урока звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать»

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА : В конце урока я предложила ученикам выполнить задание по составлению синквейна. Всем понравилось составлять синквейн (такую форму работы использую на уроках часто и это всегда проносит хорошие результаты).С трудностями на уроке учащиеся не встретились. Своим главным результатом учащиеся класса назвали то, что она усвоили, что такое общение и какие отношения должны быть между людьми в процессе общения. Дети сами наметили вопросы, над которыми необходимо работать. Я считаю, что урок достиг своих целей. Главное это было интересно всем: и детям и мне. Мы были единым целым и урок прошел на одном дыхании. Все были вовлечены в учебный процесс, старались помочь товарищу. В ходе проведения таких уроков с применением ИКТ и межпредметных связей возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом.

ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ :

1. Даль В. Толковый словарь. – Москва: Мир книги, 2002. 2. Кравченко А.И. Обществознание.- Москва: Русское слово, 2013.

3. Кравченко А.И. Методическое пособие по обществознанию. – Москва: Русское слово, 2006.

1 слайд

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:

2 слайд

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга; обмен сведениями с помощью языка или жестов; процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

3 слайд

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ: Сообщение Разговор Рапорт Точка зрения Комплименты Интересы

4 слайд

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

5 слайд

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. Мимика Жестикуляция Визуальный контакт Пара- и экстралингвистика Просемика (область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.)

6 слайд

ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ. Цель общения –общающийся должен ответить на вопрос: «Ради чего он вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными между собой, средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

7 слайд

8 слайд

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ. Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

9 слайд

СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ! Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ – ЕСТЬ СИСТЕМА С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ И ШУМОМ ОБЩЕНИЕ - это форма деятельности, осуществляемая между людьми, порождаемая различными потребностями и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании 2






УРОВНИ ОБЩЕНИЯ МАКРОУРОВЕНЬ МЕЗОУРОВЕНЬ МИКРОУРОВЕНЬ «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК РЯД ЕГО ПОСТУПКОВ» (Г.Гегель) Субъект постоянно в течение жизни вступает в общение в соответствии со сложившимися обычаями и традициями Субъект вступает в общение в пределах содержания конкретной темы – однократно или многократно Серия контактов субъектов общения - вопрос - ответ 5


ПОТРЕБНОСТИОБЩЕНИЯ Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта Аффилиация (собственно сама потребность в общении) проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, устранения дискомфорта одиночества Потребность в познании проявляется в том, что человек желает расширить свои представления, знания, увеличить возможности своего мышления Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором человек бы выглядел неповторимым, уникальным, необычным Потребность в престиже проявляется в необходимости получить удовлетворение от признания другими ваших личностных качеств, восхищения вами Потребность в доминировании проявляется в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека Потребность в покровительстве проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь 6


СТРУКТУРАПРОЦЕССАОБЩЕНИЯ Средства общения это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому Содержание это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому Цель общения это то, ради чего у человека возникает данный вид активности Стороны общения - коммуникативная; - интерактивная; - перцептивная Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения и придают процессу общения конкретную специфику Стили (типы) общения - манипулятивное; - императивное; - диалогическое и др. Формы (виды) общения - прямое и косвенное; - непосредственное и опосредованное; - массовое и межличностное; - вербальное и невербальное Коммуникативный барьер общения это психологический феномен, возникающий в процессе общения и влияющий на адекватность восприятия информации 7


СТОРОНЫОБЩЕНИЯ Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми (побудительная и констатирующая) Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания Язык это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности Знак это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации «МАЛО ИМЕТЬ ХОРОШИЙ УМ, ГЛАВНОЕ – ХОРОШО ЕГО ПРИМЕНИТЬ» (Декарт) 8






ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ Информационно- дефицитный барьер Замещающе- искажающий барьер Эмоциональный барьер Фонетический барьер Семантический барьер Стилистический барьер Логический барьер ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАРЬЕРА ИНФОРМАЦИЯ ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ 11 Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её
















ФОРМАЛЬНОЕ(ДЕЛОВОЕ)НЕФОРМАЛЬНОЕ (СВЕТСКОЕ, БЫТОВОЕ) Деловое общение Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели ВИДЫ ПРЯМОЕ ПРЯМОЕ (непосредственный контакт) КОСВЕННОЕ КОСВЕННОЕ (между партнерами существует пространственно-временная дистанция) ФОРМЫ Деловые беседы Деловые переговоры Деловые совещания Публичные выступления «НЕ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ТВОИ СЛОВА БЫЛИ СКАЗАНЫ К МЕСТУ, НАДО, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ОБРАЩЕНЫ К ЛЮДЯМ» (С.Лец) 18


ВЕРБАЛЬНОЕ(СЛОВЕСНОЕ)НЕВЕРБАЛЬНОЕ(НЕСЛОВЕСНОЕ) ВИДЫ 1. Позы, жесты, мимика 1. Позы, жесты, мимика общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима); отображают эмоциональные реакции человека Пара и экстралингвистика (просодика) 2. Пара и экстралингвистика (просодика) особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта (паралингвистика - это качество голоса, его диапазон, тональность; экстралингвистика - это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи) 3. Проксемика (близость) 3. Проксемика (близость) особенности пространственной психологии 4. Визуальное общение 4. Визуальное общение контакт глаз Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных средств общения 19


ПОСТИГАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ Постигающее общение Постигающее общение – целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности Смысл фраз, составленных более чем из 13 слов сознание не воспринимает Речь понимается при ее скорости не более 2,5 слова в секунду Фраза, произносимая дольше 5-6 секунд перестает осознаваться Человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушатели воспринимают лишь 70% из этого, понимают же – 60%, а в памяти остается – 10-15% Лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 21 часа, хуже всего – сразу после обеда Мужчина в среднем слушает других внимательно секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора Лучше всего запоминается последняя часть информации, хуже первая Память человека способна сохранить до 90% из того, что он делает, 50% из того, что он видит, 10% из того, что слышит Прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Стоящий человек имеет некое психологическое преимущество перед сидящим Общение без психологического контакта – не общение 20


25








Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общаетесь. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, Ваше расположение к партнеру. Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующих, что «я - Ваш друг». А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у партнера, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым, происходит как бы «заочное» удовлетворение его потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает взаиморасположенность. Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем партнера. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение. ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям партнера, что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями. 26