Благоустройство промышленной территории. Озеленение территории предприятия Благоустройство заводской территории

В практике проектирования и строительства промышленных предприятий удельный вес насаждений на заводских территориях различен. Так, на предприятиях легкой промышленности он колеблется в пределах 30- 60 % общей площади, а на предприятиях металлургической, химической и машиностроительной промышленности в пределах 15-60 %. По нормам проектирования промышленных предприятий площадь озеленения составляет не менее 15-20 % площади территории предприятия. При плотной застройке промышленной площади этот показатель разрешается снижать до 10 %. Следовательно, в среднем удельный вес насаждений превышает 20 % общей площади предприятия.

Создание насаждений на фабрично-заводских территориях является одним из основных мероприятий по их благоустройству и, следовательно, по улучшению условий труда рабочих и служащих промышленных предприятий.

В комплексе работ по благоустройству территорий промышленных предприятий озеленение занимает большое место. В качестве примера приведем опыт озеленения территории инструментального завода «Калибр» в Москве. На заводской территории разбиты тенистые аллеи, сады, многочисленные цветники и другие формы озеленения, в

которых использованы более 10 тыс. деревьев и 20 тыс. кустарников. Среди них растут и обильно плодоносят 1320 яблонь, 82 груши, 30 слив, 300 вишен и 450 кустов смородины. Кроме того, в заводских скверах и садах размещено более 15 тыс. цветущих многолетних растений. Рабочие и служащие «Калибра» сумели превратить свое предприятие в подлинный завод-сад.

Много насаждений на территориях промышленных предприятий Омска, Ленинграда и других городов.

Озеленению подлежат следующие участки фабрично-заводских территорий: площади перед входом на предприятие и перед его общественными и административными зданиями; места отдыха рабочих и служащих; внутризаводские дороги; свободные пространства вокруг отдельных производственных складских и подсобных зданий. В систему озеленения предприятия включаются также защитные посадки на его территории, а также вне границ предприятия и посадки по оврагам и берегам водоемов.

Целевое назначение работ по озеленению и благоустройству территории промышленных предприятий сводится к следующему:

защите рабочих и служащих данного предприятия, а также городского населения, проживающего вокруг него, от газов и аэрозолей (пылегазовых смесей) , а также от неблагоприятных в санитарно-гигиеническом отношении климатических явлений - ветров, высоких температур, недостаточной влажности воздуха;

уничтожению источников пыли и грязи в границах промышленного предприятия и вокруг него;

созданию на территории предприятия оборудованных мест отдыха для рабочих и служащих, а также наиболее благоприятных условий для передвижения людей по территории завода и на подходах к нему;

архитектурному и декоративному оформлению предприятия в целом, его

отдельных зданий и сооружений, а также прилегающей к заводу территории.

Защита рабочих и служащих предприятий от неблагоприятных климатических факторов обеспечивается созданием затененных зеленью пешеходных дорожек, фонтанов (для повышения влажности воздуха на территории), защитных зон от ветров и т.д. Ликвидация источников пыли и грязи в одних случаях требует замощения и озеленения внутризаводских проездов и свободных площадей, а при высоком уровне стояния грунтовых вод - мелиоративных работ.

Потоки пешеходного и грузового движения на предприятии могут быть разделены при помощи зеленых насаждений, а в других случаях - организацией движения в двух уровнях.

Архитектурно-планировочное и декоративное решение предприятия включает организацию площадей перед ним, его ограждение, создание озелененных и замощенных подходов и подъездов к территории, устройство цветников, фонтанов, установку скульптур, ваз, освещение территории, окраску зданий.

Однако несмотря на множество возможных решений благоустройства территории промышленного предприятия, есть принципиальные положения, которые необходимо учитывать во всех случаях.

Важнейшим среди этих положений является правильное определение места, отводимого каждому элементу благоустройства на промышленной площадке. Зеленые насаждения, фонтаны, спортивные площадки и прочие элементы благоустройства и декоративного оформления завода размещают с таким расчетом, чтобы не удлинять грузопотоки или не препятствовать движению пешеходов на производственной территории. Например, между цехами, тесно связанными друг с другом в процессе производства, кустарник, полосы газона или цветы размещают вдоль тротуара и у стен зданий, но так, чтобы насаж-

дения не увеличивали разрыва между зданиями. Между взаимосвязанными цехами нецелесообразно сажать высокие деревья, так как по противопожарным и агротехническим нормам оптимальное расстояние между ними и стенами зданий не менее 7 м. Соблюдение этого правила приведет к увеличению разрывов между цехами и соответственно к удлинению пути перемещения грузов.

Размещение внутризаводских пешеходных дорожек не должно увеличивать кратчайшие расстояния между отдельными точками. Принципиальное значение имеет также разделение пешеходного и грузового движения.


Очень важный вопрос - размещение мест отдыха на территории промышленного предприятия. Зелень и цветы создают в них здоровую обстановку для отдыха в обеденный перерыв, а также благоприятные в санитарном отношении условия для общественной работы до и после смены. Поэтому места отдыха размещают в стороне от наиболее вредных цехов и магистралей с интенсивным движением транспорта, но не слишком далеко от цехов с наибольшим числом рабочих, изолируя от остальной территории плотными посадками. Из этого следует, что для мест отдыха необходимо отводить не случайные территории, а специальные участки, предусмотренные в генеральном плане наряду с основными производственными и бытовыми сооружениями.

Важное принципиальное положение - это решение вопросов благоустройства в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в каждом конкретном случае. Так, в условиях жаркого климата для защиты территории предприятия от солнца сажают высокие деревья, но с таким расчетом, чтобы они не снижали освещенности цехов ниже установленных норм. Дороги на промышленной площадке мостят, но тип покрытия должен отвечать санитарным требованиям. Например, в районах с высокими летними температурами вместо асфальта лучше применять плиты или клинкер.

Характер озеленения промышленного предприятия имеет принципиальное значение и должен соответствовать его профилю. Если человек проработал несколько часов в цехе среди яркого света и грохота машин, то наиболее благоприятную обстановку для его отдыха могут создать спокойные по цвету и форме композиции насаждений. И наоборот, после однообразной монотонной работы полезно отдохнуть среди насаждений ярких окрасок и раз-нообразныхх форм.

Озеленение площадей на территории промышленного предприятия и перед его входом в большинстве случаев имеет декоративный характер. Наряду с этим такие площади нередко служат местом кратковременного отдыха для работающих на этом предприятии и посетителей. Следовательно, задача сводится к созданию на них скверов.

Часто на территории промышленных предприятий имеется возможность организовать участки отдыха довольно значительных размеров - своего рода парки и сады. Как правило, такой участок окружают достаточно густыми посадками деревьев и кустарников. Особенно тщательно должен быть разработан план размещения и организации парка или сада на предприятиях с вредными отходами производства.

Озеленение транспортных внутризаводских магистралей (автомобильных дорог и железнодорожных путей) служит для защиты прилегающих территорий и помещений от пыли и отработанных газов автомобилей. К тому же зеленые насаждения ослабляют шум, доносящийся с дорог, и одновременно являются хорошим средством декоративного оформления.

Озеленение дорог этого типа решают различными приемами. Чаще всего по обеим сторонам таких дорог высаживают деревья в один ряд, а если необходимо увеличить плотность зеленой полосы вдоль дороги, то в два-три ряда,

дополняя их полосой кустарника. На перекрестках посадка деревьев недопустима, так как они мешают водителю видеть дорогу. Здесь следует ограничиться посадкой кустарника. Выбирая древесные породы для обсадки транспортных магистралей, необходимо учитывать габариты груженых машин, чтобы они не задевали ветви деревьев.

При озеленении пешеходных дорог применяют следующие правила: посадку деревьев с одной или с обеих сторон; посадку деревьев и полосы кустарника с одной или с обеих сторон; устройство полосы газона с одной или с обеих сторон; посадку цветов с одной или с обеих сторон. Перечисленные приемы применяют в разнообразных сочетаниях. При большой протяженности пешеходной дороги использование одного и того же приема озеленения создает впечатление монотонности, поэтому приемы рекомендуется чередовать. Так, если большая часть дороги обсажена с двух сторон деревьями и полосой кустарника, целесообразно через каждые 80-100 м делать разрывы в линейной посадке и заполнять их газонами и цветами.

Выбор приемов озеленения зависит от местных климатических и планировочных условий. Например, на территории завода, расположенного на юге, целесообразна посадка высоких деревьев и полосы кустарника с обеих сторон дороги, ведущей от входа к одному из цехов, где производство сопровождается выделением большого количества пыли. На заводе, расположенном в северной климатической зоне, такую же дорогу обсаживают кустарниками и деревьями средней высоты только со стороны источника пыли, а с другой стороны создают полосу газона с группами кустарника или цветов. Небольшая дорожка, соединяющая два соседних цеха, оформляется несколькими цветущими кустарниками, одним-двумя экземплярами деревьев или просто газоном.

Ширина пешеходных дорог промышленного предприятия определяется мощностью потока пешеходов и ар-

хитектурно-планировочными соображениями. На ровном рельефе прямая дорога большой протяженности, обсаженная с двух сторон деревьями (при недостаточной ее ширине), создает впечатление узкого коридора. Поэтому рекомендуется следующее соотношение длины и ширины пешеходных дорог: при длине до 50 м ширина должна быть не менее 3 м, до 300- не менее 5, до 600- не менее 8, до 1000 м - не менее 10 м.

В озеленении промышленных предприятий особое место занимают защитные зоны между промышленными предприятиями и городом. Их созданию не всегда уделяют достаточного внимания. Иногда оставляют требуемый по санитарным нормам разрыв между промышленным предприятием и жилой застройкой, но эту территорию не благоустраивают, и она не дает полноценного защитного эффекта, а часто даже является источником пыли. Только при правильной организации защитной зоны и соответствующей ее эксплуатации может быть достигнута максимальная эффективность такой зоны.

Хорошие результаты получаются, когда часть территории защитной зоны используют под плодово-ягодные сады, огороды, а также под питомники растений и водоемы. Для этого по внешнему периметру зоны высаживают деревья и кустарники, образующие заслон нужной плотности, а остальную территорию отводят под пищевые или технические культуры с посадкой через определенные интервалы полос высоких деревьев и кустарников.

Для защитных зон важно выбрать ассортимент растений, соответствующий климатическим и почвенным условиям района и характеру загрязнения воздуха отходами данного предприятия.

Планировочная структура защитной зоны зависит от ее размера, конфигурации, рельефа территории, направления и силы ветров, а также от других факторов.

На территории защитной зоны предприятий, загрязняющих воздух нетоксичными выбросами, возможно расположение некоторых сооружений (для кратковременного пребывания людей) при условии, что застройка будет занимать не более 10 % площади зоны. К числу подобных сооружений относятся небольшие склады (например, овощехранилища), бани, прачечные, магазины, оранжереи, парники и т. д. Для предприятий с вредными выбросами структуру защитной зоны необходимо специально разрабатывать в каждом отдельном случае с участием органов здравоохранения.

По нормам размеры защитных зон для некоторых производств весьма значительны. Иногда органы здравоохранения разрешают размещать в таких зонах другие промышленные предприятия.

Озеленение территорий промышленных предприятий затрудняется наличием различных выбросов, загрязняющих атмосферу и отрицательно действующих на растения. Наиболее вредно действующими на растения веществами являются газообразные соединения серы, хлора, фтора, окиси азота. В промышленных выбросах всегда присутствует не одно какое-то соединение, а их комплекс.

Степень загрязнения воздуха постепенно снижается при удалении источника загрязнения. Непосредственно на территории предприятия наибольшая загрязненность отмечается у цехов основных вредных производств, у котельных и т.п. Отсутствие горизонтальной циркуляции, застой воздуха в местах с пониженным рельефом и повышенная влажность воздуха способствуют увеличению степени загрязнения, и наиболее загрязненным воздух бывает с подветренной стороны от источника, самые высокие концентрации вредных примесей отмечаются под «факелом», т. е. в тех местах, куда в данный момент направлен поток выбрасываемых из труб отходов.

В условиях воздействия выбросов медеплавильных и криолитовых заводов относительно устойчивыми являются жимолость татарская, лох серебристый, черемуха обыкновенная. Средняя степень повреждаемости наблюдается у айланта высокого, вяза обыкновенного и перистоветвистого, гледичии трех-колючковой, клена ясенелистного, тополя бальзамического и канадского, яблони сибирской, ясеня пушистого, черемухи обыкновенной, акации желтой, бересклета европейского, бирючины обыкновенной, клена гиннала, розы морщинистой, сирени обыкновенной.

В химической промышленности наиболее неблагоприятные условия для произрастания растений создаются на предприятиях по производству сложных фосфорно-азотных удобрений и суперфосфата (очень высокие концентрации сернистого газа и фтора). Здесь относительную устойчивость проявляют тополь китайский и бальзамический, акация желтая, смородина золотистая и красная, хмель.

На предприятиях по производству красителей создаются более благоприятные условия для произрастания растений и в озеленении их можно применять более широкий ассортимент дре-весно-кустарниковых растений: айлант высокий, акацию белую, березу бородавчатую, вяз обыкновенный, гледичию трехколючковую, клен ясенелистный, софору японскую, тополь бальзамический и канадский, акацию желтую, бирючину обыкновенную, боярышник обыкновенный, бузину красную, виноград пятилистный, дерен белый, жимолость татарскую, иву козью, кизильник блестящий, клен гиннала, сирень вент герскую и обыкновенную.

На предприятиях по производству серных и азотных кислот условия для произрастания растений также мало благоприятны. Относительно устойчивы в этих условиях тополь канадский, акация желтая, бересклет европейский, бирючина обыкновенная, бузина красная, виноград пятилистный, лох сереб-

ристыи и узколистный, снежноягодник.

Среднеустойчивы акация белая, ива белая, клен ясенелистный, осина, тополь берлинский и лавролистный, ясень зеленый, обыкновенный и пенсильванский, айва обыкновенная, дерен белый, жимолость татарская, пузыреплодник калинолистный, спирея венгерская и вангутта, смородина золотистая, сумах пушистый, шиповник морщинистый.

На предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности практически может произрастать большинство наиболее распространенных в озеленении пород: акация белая, вяз обыкновенный и перистоветвистый, дуб красный, клен ясенелистный, липа мелколистная, тополь бальзамический, берлинский, канадский и лавролистный, жимолость татарская, клен татарский и др. Наиболее чувствительны к действию выбросов в этих условиях береза бородавчатая, рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, кизильник блестящий.

В выбросах предприятий черной металлургии присутствуют соединения серы, углерода, окиси азота, их количество часто очень велико, поэтому производить посадки целесообразно на расстоянии свыше 500 м от источника выбросов. Относительно устойчивы в этих условиях айлант высокий, акация белая, вяз перистоветвистый, гледичия трехколючковая, клен полевой, софора японская, тополь канадский, шелковица белая, айва обыкновенная, барбарис обыкновенный. Средне повреждаются абрикос обыкновенный, вяз обыкновенный и шершавый, клен ясенелистный, тополь бальзамический и берлинский, ясень зеленый и обыкновенный,акация желтая, аморфа кустарниковая, боярышник обыкновенный, бузина крУс-ная, гортензия метельчатая, дерен белый, клен гиннала и татарский, спирея вангутта, сумах пушистый, тамарикс, шиповник обыкновенный.

У магниевых комбинатов вблизи источников выбросов сажать деревья и кустарники нецелесообразно. Относительно устойчивы в этих условиях толь-

ко бузина красная, виноград пятилистный и лох серебристый.

На алюминиевых заводах в выбросах содержатся высокие концентрации соединения фтора и серы. В этих условиях можно рекомендовать как относительно устойчивые айлант высокий, гледичию трехколючковую, тополь канадский, яблоню сибирскую, ясень зеленый, акацию желтую, бирючину обыкновенную, виноград пятилистный, лох серебристый и узколистный, смородину золотистую, снежноягодник, тамарикс, спирею вангутта. Среднеустойчивы в данных условиях абрикос обыкновенный, акация белая, вяз обыкновенный, перистоветвистый и шершавый, клен ясенелистный, тополь бальзамический, щелковица белая, ясень обыкновенный и пушистый, боярышник обыкновенный, бузина красная, дерен белый, жимолость татарская, кизильник блестящий, сирень венгерская и обыкновенная, шиповник морщинистый.

Для повышения жизнеспособности растений в указанных условиях большое значение имеют подбор растений, а также строгое выполнение агротехнических требований при посадке и уходе за ними.

Благоустройство территории - составная часть решения генерального плана промышленного предприятия, включающая меры по повышению функциональных и эстетических качеств застройки. При благоустройстве территории решается комплекс вопросов по созданию эксплуатационных, санитарно-гигиенических и эстетических условий для работающих.

К основным элементам благоустройства относятся зеленые насаждения; места для отдыха; спортивные площадки; тротуары; стоянки для личного транспорта; велосипедные дорожки; малые архитектурные

Рисунок 6 - Схемы организации автомобильных дорог: а) с внутризаводской магистралью; б) по периметру территории



Рисунок 7 - Схемы организации внутризаводских железнодорожных путей: а) тупиковая; б) тупиковая при смешанном обслуживании железнодорожным и автомобильным транспортом; в) кольцевая; г) сквозная

формы; элементы визуальной информации и монументально-декоративного искусства; фонтаны; декоративные водоемы; покрытия дорог, проездов, площадок, тротуаров; элементы искусственного освещения. Следует уделять внимание решению цветовой среды - зданий, сооружений, открытого оборудования, трубопроводов и транспортных средств.

Благоустройство промышленной территории разрабатывается на основе архитектурно-планировочного решения генерального плана, с учетом производственных особенностей предприятия, климатических и ландшафтных условий.

Озеленение территории предусматривают в виде газонов, цветников, рядовых или групповых посадок деревьев и кустарников. Площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия, следует принимать из расчета не менее 3 м 2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене. Предельный размер таких участков не должен превышать 15 % площадки предприятия. Зеленые насаждения наиболее активно используются в предзаводских зонах, вдоль главных магистралей и основных пешеходных путей, у административно-бытовых корпусов, на площадках для отдыха (рисунок 8). Как отмечается в СНиПII-89-80*, основным элементом озеленения территории предприятия следует предусматривать газоны, которые устраивают на всех свободных участках без твердого покрытия, а также вдоль ограждения территории.

На предзаводских площадях устраивают в основном газоны и цветники. В целях раскрытия застройки предзаводских зон деревья и кустарники высаживают, в основном, на площадках кратковременного отдыха, избегая рядовых посадок. Территория производственной зоны в большинстве случаев отделена от предзаводской полосой зеленых насаждений. В производственной зоне вдоль магистралей, проездов, устраивают газоны и возможны различные композиции из неплотных посадок деревьев и кустарников. Расстояние между осями стволов деревьев принимают 3-6 м, между рядами деревьев - не менее 3 м, кустарников - не менее 0,4-1 м в зависимости от высоты кустарников. Минимальное расстояние от наружных граней стен до осей стволов деревьев должно быть - 5 м, кустарников - 1,5 м; от обочины дороги до осей стволов деревьев - 2 м, кустарников - 1,2 м.

Породы деревьев и кустарников необходимо подбирать с учетом климатических и почвенных условий, санитарно-защитных и декоративных свойств пород, с учетом требований пожарной безопасности и

Рисунок 8 - Система благоустройства территории предприятия (трикотажная фабрика)

влияния на насаждения производственных вредностей. Например, учитывая пожароопасность хвойных пород деревьев, их нельзя высаживать в пределах нормативных противопожарных расстояний между зданиями. На территории предприятий пищевой промышленности, цехов с точными процессами производства, на компрессорных и машиноиспытательных станциях не следует сажать деревья, дающие при цветении хлопья, волокна и опушенные семена (тополь, ива). На площадях предприятий, выделяющих вредные вещества в атмосферу, не допускается размещение древесно-кустарниковых насаждений в виде групп и полос, вызывающих скопление вредностей.

При всех положительных качествах озеленения не следует без достаточных оснований высаживать деревья вдоль окон производственных зданий, чтобы не затемнять помещения, не затруднять естественного проветривания, не сужать зону обозрения. Кроме этого, чрезмерные посадки деревьев снижают эффект аэрации территории и осложняют ее уборку.

Зоны и площадки для отдыха. При проектировании зон и площадок для отдыха применяют две схемы их размещения: децентрализованную и централизованную. Децентрализованная схема характеризуется привязкой отдельных площадок для отдыха к основным производственным или административно-бытовым зданиям; централизованная схема предполагает размещение площадок на специально выделенной территории. В любом случае места для отдыха и спортивные площадки следует размещать на территории предприятия таким образом, чтобы обеспечить их использование во время обеденного перерыва и кратковременных пауз в работе. Места для отдыха до и после смены размещают в пределах предзаводской зоны.

Как уже отмечалось, площадки для отдыха следует располагать с наветренной стороны по отношению к зданиям с производствами, выделяющими вредные вещества в атмосферу.

Размеры площадок для отдыха принимают из расчета до 1 м 2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене. Размеры спортивных площадок: для игры в баскетбол - 28х16 м; волейбол - 24х15 м; бадминтон - 15х18 м; городки - 30х15 м.

Обязательным является устройство площадок перед проходными пунктами, входами в санитарно-бытовые помещения, столовые, административные здания. Размер площадок следует принимать из расчета не более 0,15 м 2 на одного человека наиболее многочисленной смены.

Декоративные бассейны, фонтаны, дождевые устройства используют в качестве элементов благоустройства на предприятиях, где отсутствуют интенсивные пылевыделения и выделения аэрозолей.

Тротуары предусматривают вдоль магистральных дорог во всех случаях, вдоль проездов и подъездов - при интенсивности движения по ним более 100 человек в смену. Ширину тротуаров принимают из расчета 0,75 м на каждые 750 человек, работающих в наиболее многочисленной смене, но не менее 1,5 м. На участках с малой интенсивностью пешеходного движения (до 100 человек в час) ширину тротуара допускается уменьшить до 1 м. При размещении тротуара вдоль автомобильной дороги между ними должна быть разделительная полоса шириной не менее 0,8 м, используемая для устройства газонов. Расположение тротуаров вплотную к проезжей части автомобильной дороги допускается только в условиях реконструкции предприятий. В этом случае поверхность тротуара должна быть не менее чем на 0,15 м выше уровня поверхности проезжей части.

Тротуары могут быть расположены вплотную к линии застройки в том случае, если отвод воды с покрытия здания организованный. При этом ширину тротуара увеличивают на 0,5 м. При неорганизованном отводе воды с покрытий зданий тротуары должны быть расположены не менее чем на 1,5 м от линии застройки.

Варианты расположения тротуаров приведены на рисунке 9.

Расстояние от края тротуара до оси железнодорожного пути принимают не менее 3,75 м, а при условии перевозки по пути горячих грузов - не менее 5 м.

Стоянки для автомобилей личного пользования размещают на предзаводской площади из расчета не менее 10 мест на 100 работающих в двух наиболее многочисленных сменах и стоянки мотоциклов и велосипедов из расчета 100 мест на 1000 работающих. Площадь

одного места для стоянки автомашины принимают равной 25 м 2 , мотоцикла - 8 м 2 , велосипеда - 0,9 м 2 . Схемы расстановки машин на стоянке приведены на рисунке 10. На охраняемых площадках для стоянки индивидуальных машин минимальную расчетную норму на одно место принимают 30-35 м 2 .

Рисунок 9 - Варианты расположения тротуаров: а) вплотную к зданиям при организованном отводе воды с покрытий; б) при неорганизованном отводе воды с покрытий; в) с разделительной полосой вдоль автомобильной дороги

Рисунок 10 - Схемы расстановки автомашин на стоянке

На территории большинства предприятий целесообразно предусматривать велосипедные дорожки (шириной 1,5 м) и стоянки велосипедов в глубине территории, непосредственно у цеховых бытовых помещений.

3.70. Предприятия и промышленные узлы, расположенные в районах, подверженных за три

наиболее холодные месяца воздействию ветров со средней скоростью более 10 м/с, должны быть

защищены полосами древесных насаждений со стороны ветров преобладающего направления.

Ширина полос должна быть не менее 40 м.

3.71. Для озеленения площадок предприятий и территории промышленных узлов следует

применять местные виды древесно- кустарниковых растений с учетом их санитарно-защитных и

декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями.

Существующие древесные насаждения следует по возможности сохранять.

Примечания: 1. В зоне расположения предприятий пищевой промышленности, цехов с точными

процессами производства, а также воздуходувных, компрессорных и мотороиспытательных

станций запрещается применять древесные насаждения, выделяющие при цветении хлопья,

волокнистые вещества и опушенные семена.

2. В пределах нормативных противопожарных расстояний посадка деревьев хвойных пород не

допускается.

3.72. На площадках предприятий, выделяющих вредные вещества в атмосферу, не допускается

размещение древесно-кустарниковых насаждений в виде плотных групп и полос, вызывающих

скопление вредностей.

3.73. Площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия,

следует определять из расчета не менее 3 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной

смене. Для предприятий с численностью работающих 300 чел. и более на 1 га площадки

предприятия площадь участков, предназначенных для озеленения, допускается уменьшать из

расчета обеспечения установленного показателя плотности застройки. Предельный размер

участков, предназначенных для озеленения, не должен превышать 15 % площадки предприятия

,21. Транспорт промышленных предприятий

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1*. Промышленный транспорт - комплекс сооружений, устройств и технических средств

транспорта, обеспечивающих внешние и внутренние перевозки грузов (исключая перемещение в

пределах технологических агрегатов), эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных

средств, а также производство транспортных погрузочно-разгрузочных операций на предприятиях

и в организациях.

1.2*. Промышленный транспорт различных видов следует проектировать в увязке со схемами

генеральных планов предприятий и промышленных узлов, схемами развития промышленного

района, схемами развития сети железных и автомобильных дорог, с проектами планировки и

застройки городских и сельских поселений, а также с территориальными комплексными схемами

охраны природы.

В проектах на строительство объектов промышленного транспорта необходимо учитывать

новейшие достижения науки и техники, передовой опыт проектирования, строительства и

эксплуатации транспортных сооружений, а также оборудование, намечаемое на перспективу, с

тем, чтобы проектируемый транспорт к моменту ввода его в эксплуатацию был технически

передовым и имел высокие технико-экономические показатели.

1.3*. Выбор вида транспорта, основные технические решения проектов промышленного

транспорта и его отдельных зданий и сооружений должны приниматься на основе результатов

сравнения экономического эффекта, натуральных показателей минимума суммарных затрат и

других технико-экономических показателей вариантов, а также оценки экологических и

социальных последствий осуществления проекта. При этом выбранный вариант должен

обеспечивать:

высокие технико-экономические показатели и производительность труда;

безопасность для обслуживающего персонала и населения;

Общие положения проектирования производственных зданий промышленных предприятий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых

производственных зданий промышленных предприятий*.

Настоящие нормы не распространяются на проектирование зданий для производства и хранения

взрывчатых веществ и средств взрывания, а также подземных зданий и сооружений.

* В дальнейшем "здания".

1.2. По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности производства подразделяются на

следует принимать по нормам технологического проектирования или по перечням производств,

министерствами и ведомствами.

1.4. Общая площадь здания определяется как сумма площадей всех этажей (надземных, включая

технические, цокольного и подвальных), измеренных в пределах внутренних поверхностей

наружных стен (или осей крайних колонн, где нет наружных стен), тоннелей, всех ярусов

этажерок, площадок, рамп, галерей (горизонтальной проекции) и переходов в другие здания.

Площади технического подполья (под первым, цокольным или подвальным этажом) высотой

менее 1,8 м от пола до низа плит перекрытия, над подвесными потолками, проектируемыми

согласно п. 2.10, и площадок для обслуживания подкрановых путей, кранов и конвейеров в

общую площадь здания не включаются.

1.5. Автоматическое пожаротушение и автоматическую пожарную сигнализацию в зданиях

следует предусматривать в соответствии с перечнями зданий и помещений, подлежащих

оборудованию установками автоматического пожаротушения и автоматической пожарной

сигнализацией, утвержденными министерствами и ведомствами в установленном порядке.

С точки зрения благоустройства, основные положения благоустройства промышленных объектов отражены в СНиП II (Строительные нормы и правила генеральные планы промышленных предприятий СНиП II-89-80_.

Предприятия и промышленные узлы, расположенные в районах, подверженных за три наиболее холодные месяца воздействию ветров со средней скоростью более 10 м/с, должны быть защищены полосами древесных насаждений со стороны ветров преобладающего направления. Ширина полос должна быть не менее 40 м.

Для озеленения площадок предприятий и территории промышленных узлов следует применять местные виды древесно- кустарниковых растений с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями.

Существующие древесные насаждения следует по возможности сохранять. На площадках предприятий, выделяющих вредные вещества в атмосферу, не допускается размещение древесно-кустарниковых насаждений в виде плотных групп и полос, вызывающих скопление вредностей.

Площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия, следует определять из расчета не менее 3 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене.

Для предприятий с численностью работающих 300 чел. и более на 1 га площадки предприятия площадь участков, предназначенных для озеленения, допускается уменьшать из расчета обеспечения установленного показателя плотности застройки. Предельный размер участков, предназначенных для озеленения, не должен превышать 15 % площадки предприятия,

Озеленение допускается размещать на покрытиях зданий. В качества озеленения допускается применять «передвижные сады», размещая деревья и кустарники в контейнерах. Расстояние от зданий и сооружений до деревьев и кустарников следует принимать не менее указанных в табл. 1.

Расстояния между границей древесных насаждений и охладительными прудами и брызгательными бассейнами, считая от береговой кромки, должны быть не менее 40 м. Основным элементом озеленения площадок промышленных предприятий следует предусматривать газон.

На территории предприятия следует предусматривать благоустроенные площадки для отдыха и гимнастических упражнений работающих. Площадки следует размещать с наветренной стороны по отношению к зданиям с производствами, выделяющими вредные выбросы в атмосферу. Размеры площадок надлежит принимать из расчета не более 1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене.

Таблица 1.

Расстояния от зданий и сооружений до деревьев при озеленении промышленных объектов

Элементы зданий и сооружений

Расстояние, м, до оси

ствола дерева

кустарника

Наружные грани подошвы подпорных стенок

Край тротуаров и садовых дорожек

Бортовой камень или кромка укрепленной полосы обочины дороги

Подземные сети:

газопроводов, канализации

тепловых сетей (от стенок канала)

трубопроводов тепловых сетей при бесканальной прокладке водопроводов, дренажей

силовых кабелей и кабелей связи

Наружные грани стен зданий

Оси железнодорожных путей

Мачты и опоры осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакады

Подошвы откосов и др.

Примечания: 1. Приведенные нормы относятся к деревьям с кроной диаметром не более 5 м и должны быть соответственно увеличены для деревьев с кроной большего диаметра.

2. Расстояния от воздушных электросетей до деревьев следует принимать в соответствии с «Правилами устройства электроустановок».

Для предприятий с производствами, выделяющими аэрозоли, не следует предусматривать декоративные водоемы, фонтаны, дождевые установки, способствующие увеличению концентрации вредных веществ на площадках предприятий.

Вдоль магистральных и производственных дорог тротуары следует предусматривать во всех случаях независимо от интенсивности пешеходного движения, а вдоль проездов и подъездов - при интенсивности движения не менее 100 чел в смену. Тротуары на площадке предприятия или территории промышленного узла должны размещаться не ближе 3,75 м от ближайшего железнодорожного пути нормальной колеи. Сокращение этого расстояния (но не менее габаритов приближения строений) допускается при устройстве перил, ограждающих тротуар. Расстояние от оси железнодорожного пути, по которому производятся перевозки горячих грузов, до тротуаров должно быть не менее 5 м Тротуары вдоль зданий следует размещать:

  • а) при организованном отводе воды с кровель зданий - вплотную к линии застройки с увеличением в этом случае ширины тротуара на 0,5 м (против предусмотренной по нормам п. 3.82);
  • б) при неорганизованном отводе воды с кровель - не менее 1,5 м от линии застройки.

Ширину тротуара надлежит принимать кратной полосе движения шириной 0,75 м. Число полос движения по тротуару следует устанавливать в зависимости от количества работающих, занятых в наиболее многочисленной смене в здании (или в группе зданий), к которому ведет тротуар, из расчета 750 чел в смену на одну полосу движения. Минимальная ширина тротуара должна быть не менее 1,5 м. При интенсивности пешеходного движения менее 100 чел-ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров шириной 1 м, а при передвижении по ним инвалидов, пользующихся креслами-колясками - шириной 1,2 м.

Уклоны тротуаров, предназначенные для возможного проезда инвалидов, пользующихся креслами-колясками, не должны превышать продольный - 5 %, поперечный -1 %. В местах пересечения таких тротуаров с проезжей частью автодорог предприятия высота бортового камня не должна превышать 4 см. При размещении тротуаров рядом или на общем с автомобильной дорогой земляном полотне они должны быть отделены от дороги разделительной полосой шириной не менее 0,8 м. Расположение тротуаров вплотную к проезжей части автомобильной дороги допускается только в условиях реконструкции предприятия. При примыкании тротуара к проезжей части тротуар должен быть на уровне верха бортового камня, но не менее чем на 15 см выше проезжей части.

При реконструкции предприятий, расположенных на затесненных участках, допускается при соответствующем обосновании увеличивать ширину автомобильных дорог за счет полос озеленения, отделяющих их от тротуаров, а при их отсутствии за счет тротуаров с переносом последних.

На площадках предприятий и территориях промышленных узлов пересечение пешеходного движения с железнодорожными путями в местах массового прохода работающих, как правило, не допускается. Пересечения в разных уровнях (преимущественно в тоннелях) надлежит предусматривать в случаях пересечения станционных путей, включая вытяжные; перевозок по путям жидких металлов и шлака; производства на пересекаемых путях маневровой работы и невозможности ее прекращения на время массового прохода людей; отстоя на путях вагонов, интенсивного движения (более 50 подач в сутки в обоих направлениях). При передвижении по территории предприятия инвалидов, пользующихся креслами-колясками, пешеходные тоннели должны быть оборудованы пандусами.

Пересечения автомобильных дорог с пешеходными путями следует проектировать в соответствии с главой СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Благоустройство территории - составная часть решения генерального плана промышленного предприятия, включающая меры по повышению функциональных и эстетических качеств застройки. При благоустройстве территории решается комплекс вопросов по созданию эксплуатационных, санитарно-гигиенических и эстетических условий для работающих.

К основным элементам благоустройства относятся зеленые насаждения; места для отдыха; спортивные площадки; тротуары; стоянки для личного транспорта; велосипедные дорожки; малые архитектурные формы; элементы визуальной информации и монументальнодекоративного искусства; фонтаны; декоративные водоемы; покрытия дорог, проездов, площадок, тротуаров; элементы искусственного освещения. Следует уделять внимание решению цветовой среды - зданий, сооружений, открытого оборудования, трубопроводов и транспортных средств.

Благоустройство промышленной территории разрабатывают на основе архитектурно-планировочного решения генерального плана с учетом производственных особенностей предприятия, климатических и ландшафтных условий.

Озеленение территории предусматривают в виде газонов, цветников, рядовых или групповых посадок деревьев и кустарников. Площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия, следует принимать из расчета не менее 3 м 2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене. Предельный размер таких участков не должен превышать 15% площадки предприятия. Зеленые насаждения наиболее активно используются в предзавод- ских зонах, вдоль главных магистралей и основных пешеходных путей, у административно-бытовых корпусов, на площадках для отдыха, на всех свободных участках без твердого покрытия, а также вдоль ограждения территории (рис. 9.4).

Территория производственной зоны в большинстве случаев отделена от предзаводской полосой зеленых насаждений. В производственной зоне вдоль магистралей, проездов устраивают газоны и всевозможные различные композиции из неплотных посадок деревьев и кустарников. Расстояние между осями стволов деревьев принимают 3-6 м, между рядами деревьев - не менее 3 м, кустарников - не менее 0,4-1 м в зависимости от высоты кустарников. Минимальное расстояние от наружных граней стен до осей стволов деревьев должно быть - 5 м, кустарников - 1,5 м; от обочины дороги до осей стволов деревьев - 2 м, кустарников - 1,2 м.

Рис. 9.4.

/ - зона отдыха перед входами на территорию фабрики; 2 - зона отдыха на территории фабрики; 3 - озеленение на свободных площадях и вдоль ограды; 4 - спортивная площадка

Породы деревьев и кустарников необходимо подбирать с учетом климатических и почвенных условий, санитарно-защитных и декоративных свойств пород, с учетом требований пожарной безопасности и влияния производственных вредностей на насаждения.

Например, учитывая пожароопасность хвойных пород деревьев, их нельзя высаживать в пределах нормативных противопожарных расстояний между зданиями. На компрессорных и машиноиспытательных станциях не следует сажать деревья, дающие при цветении хлопья, волокна и опушенные семена (тополь, ива). На площадях предприятий, выделяющих вредные вещества в атмосферу, не допускается размещение древесно-кустарниковых насаждений в виде групп и полос, вызывающих скопление вредностей.

Для озеленения не следует без достаточных оснований высаживать деревья вдоль окон производственных зданий, чтобы не затемнять помещения, не затруднять естественное проветривание, не сужать зону обозрения, не снижать эффект аэрации территории и не осложнять ее уборку.

Декоративные бассейны, фонтаны, дождевальные устройства используют в качестве элементов благоустройства на предприятиях, где отсутствуют интенсивные пылевыделения и выделения аэрозолей.

Тротуары предусматривают вдоль магистральных дорог во всех случаях, вдоль проездов и подъездов - при интенсивности движения по ним более 100 чел. в смену. Ширину тротуаров принимают не менее 1,5 м. На участках с малой интенсивностью пешеходного движения (до 100 чел. в час) ширину тротуара допускается уменьшать до 1 м. При размещении тротуара вдоль автомобильной дороги между ними должна быть разделительная полоса шириной не менее 0,8 м, используемая для устройства газонов. Расположение тротуаров вплотную к проезжей части автомобильной дороги допускается только в условиях реконструкции предприятий. В этом случае поверхность тротуара должна быть не менее чем на 0,15 м выше уровня поверхности проезжей части.

Тротуары могут быть расположены вплотную к линии застройки в том случае, если отвод воды с покрытия здания организованный. При этом ширину тротуара увеличивают на 0,5 м. При неорганизованном отводе воды с покрытий зданий тротуары должны быть расположены не менее чем на 1,5 м от линии застройки.

Стоянки для автомобилей личного пользования размещают перед предзаводской зоной из расчета не менее 10 мест на 100 работающих в двух наиболее многочисленных сменах, стоянки мотоциклов и велосипедов - из расчета 100 мест на 1000 работающих. Площадь одного места для стоянки автомашины принимают равной 25 м 2 , мотоцикла - 8 м 2 , велосипеда - 0,9 м 2 . На охраняемых площадках для стоянки индивидуальных машин минимальную расчетную норму на одно место принимают 30...35 м 2 .

На территории большинства предприятий целесообразно предусматривать велосипедные дорожки (шириной 1,5 м) и стоянки велосипедов в глубине территории, непосредственно у цехов бытовых помещений.

Вертикальная планировка является одним из важных мероприятий по инженерной подготовке территории предприятия к застройке. Такая планировка проводится с целью приведения естественного рельефа местности в соответствие с требованиями строительства и обеспечения отвода атмосферных вод с площадки предприятия.

При проектировании генерального плана планировочные отметки территории предприятия назначают с учетом следующих требований: сохранение, по возможности, естественного рельефа, почвенного покрова и зеленых насаждений; обеспечение отвода поверхностных вод со скоростью, исключающей эрозионные процессы; соблюдение, по возможности, нулевого баланса в объемах выемки и насыпи в пределах планируемой площадки.

Сплошную вертикальную планировку территории предприятия проводят при плотности застройки более 25%, а также при большой насыщенности площадки предприятия дорогами и инженерными сетями. В остальных случаях следует применять выборочную вертикальную планировку с выполнением планировочных работ только на участках, где расположены здания и сооружения.

Уклоны поверхности площадки принимают от 0,03 до 0,05 для глинистых грунтов; 0,03 - для песчаных грунтов; 0,01 - для лёсса и мелких песков; 0,03 - для вечномерзлых грунтов.

Уровень пола первого этажа здания принято располагать выше планировочной отметки примыкающих к зданиям участков не менее чем на 0,15 м. Отметку пола подвальных помещений желательно принимать выше уровня подземных вод не менее чем 0,5 м. Следует учитывать возможность подъема подземных вод во время эксплуатации. При расположении заглубленных помещений ниже существующего или ожидаемого уровня подземных вод следует предусматривать дополнительную усиленную гидроизоляцию помещений или понижение уровня подземных вод.

Вдоль наружных стен здания устраивают отмостки шириной, превышающей вынос карниза на 0,2 м, но не менее 0,5 м, с уклоном 0,03... 1,0, направленным от стен здания.

На площадках предприятий, как правило, предусматривают закрытую сеть ливневой канализации. При отсутствии сети водоотвода устраивают кюветы шириной 0,3 м, глубиной - 0,4 м.

В случае необходимости отвода воды вдоль зданий при отсутствии тротуаров следует около отмостки устраивать лотки.

Зеленые насаждения, фонтаны, спортивные площадки и прочие элементы благоустройства и декоративного оформления завода размещаются с таким расчетом, чтобы не удлинять грузопотоки или не препятствовать движению пешеходов на производственной территории. Например, между цехами, тесно взаимосвязанными в процессе производства, кустарник, полосы газона или цветы размещают вдоль тротуара и у стен зданий, но так, чтобы насаждения не увеличивали разрывы между зданиями. Между взаимосвязанными цехами нецелесообразно сажать высокие деревья, так как по противопожарным и агротехническим нормам оптимальное расстояние между ними и стенами зданий должно быть не менее 7 м. Соблюдение этого правила приведет к увеличению разрывов между цехами и, соответственно, к удлинению пути перемещения грузов.

Размещение внутризаводских пешеходных дорожек не должно увеличивать кратчайшие расстояния между отдельными точками. Принципиальное значение имеет также разделение пешеходного и грузового движения.