Презентация на тему стереотипы английском языке. Презентация по психологии на тему "стереотипы". "Мы живем по чужим моделям"


2 Определение Термин «стереотип» был введен У. Липманном в 1922 году (книга «Общественное мнение») Стереотип (в широком смысле) – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.


3 аутостереотипы (1) аутостереотипы (о членах своей группы) – Русские считают себя добрыми, терпеливыми, гостеприимными, ленивыми, дружелюбными, открытыми и т.д. Какие существуют стереотипы? гетеростереотипы (2) гетеростереотипы (о членах чужой группы) – Русские считают немцев аккуратными, пунктуальными, педантичными, трудолюбивыми, экономными и т.д.


4 Свойства стереотипов Сложность / упрощенность – Размер группы – Размер группы (стереотипы по отношению к членам больших групп более сложные); – Количество информации – Количество информации (чем меньше информации, тем проще стереотипы); – Подобие своей и чужой группы – Подобие своей и чужой группы (чем более похожи группы, тем проще стереотипы).


5 Свойства стереотипов Валентность Валентность – эмоционально- оценочная нагруженность стереотипов Согласованность – Согласованность – высокая степень единства представлений среди стереотипизированной группы Устойчивость / ригидность Устойчивость / ригидность – изменение стереотипов возможно только при изменении групповых отношений


Являются ли стереотипы «истинными»? 6 1.Несоответствие стереотипов реальности (У. Липпман) / Доказательство (в состав каждой социальной группы входят настолько разные люди, что описать их одной характеристикой просто невозможно); 2. Соответствие стереотипов реальности / гипотеза «зерна истинности» (в каждом стереотипе присутствует информация, которая соответствует реальности).


7 Упрощение реальности / Экономия когнитивных ресурсов Упрощение реальности / Экономия когнитивных ресурсов (стереотипы позволяют упрощать процесс восприятия) Эмоциональное выражение Эмоциональное выражение (стереотипы позволяют продемонстрировать эмоциональное отношение к социальным группам) Определение отношений между группами Определение отношений между группами (демонстрация носителем стереотипов принадлежности к определенной социальной группе / определение границ между группами) Функции стереотипов

Как мы видим мир?

Стереотип (от др.-греч. στερεός - твёрдый, пространственный и τύπος - «отпечаток»). Изначально «стереотип» - метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела , где стереотип - монолитная печатная форма, копия с

типографского набора или клише , используемая для ротационной печати многотиражных изданий.

Установка (аттитюд) определяется как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей различные объекты, явления или идеи.

Важность феномена:

не будучи направляем установкой, индивид находится в замешательстве, недоумении. Какой-то вид готовности является необходимым до того, как он сможет осуществить достаточное наблюдение, высказать подходящее суждение или дать тот или иной ответ, кроме самого примитивно рефлекторного.

Установки определяют для каждого индивида то что он увидит и услышит, то, что он будет думать и делать. Установки – основа избирательности и взаимности в коммуникации.

Установки «привносят смысл в мир» (У. Джеймс); разграничивают хаотическое окружение и упорядочивают его; являются нашими «методами», с помощью которых мы находим свой путь в жизни

Роль

стереотипов

Автоматическое, стереотипное поведение у людей превалирует, поскольку во многих случаях оно целесообразно, а в других

– просто необходимо.

Экономия

формирование стереотипов это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал.

системы стереотипов могут служить

Разметка мира

обществе. Они представляют собой

ядром нашей личной традиции,

способом защиты нашего положения в

упорядоченную, более или менее

непротиворечивую картину мира. В ней

удобно разместились наши привычки,

вкусы, способности, удовольствия и

надежды. Стереотипная картина мира

не полна, но это картина возможного

мира, к которому мы приспособились.

В этом мире люди и предметы

занимают предназначенные им места и

действуют ожидаемым образом. Мы

чувствуем себя в этом мире как дома,

мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое

изменение стереотипов

воспринимается как атака на основы

мироздания. Это атака на основания

нашего мира, и когда речь идет о

серьезных вещах, то нам на самом

деле не так просто допустить, что

существует какое-то различие между

нашим личным миром и миром

Система стереотипов - не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия.

Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в

обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами,

предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой.

Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Хотя стереотип по определению имеет

инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип ; ритуал). Однако термин "С. с." может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальной группе или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные (напр., этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о др. группах). Т. о., С. с. - это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным представителям. С. с. (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально- оценочным компонентом) к той или иной группе, называется "предубеждением" (см. Предрассудок). Ср. Аттитюд.

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок , конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время

получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации , поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.

Стереотипы и предрассудки

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Стереотип - упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека, возникающее на основе опосредованного восприятия объекта. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

4 слайд

Описание слайда:

Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей. Стереотипизация позволяет быстро и надежно категоризировать, упрощать социальную информацию, делать ее более понятной.

5 слайд

Описание слайда:

Исследование стереотипов в социальной психологии Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман, анализируя влияние имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно У. Липпману, стереотипы - это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». Р. Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» .

6 слайд

Описание слайда:

Исследование стереотипов в социальной психологии Г. Тэджфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа: люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени; социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но трудно их модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

7 слайд

Описание слайда:

Исследование стереотипов в социальной психологии В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и других. Им присущ классовый подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы. Однако сегодня большинство российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить к феномену стереотипа, считая последний преимущественно комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны (Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др.).

8 слайд

Описание слайда:

Функции социальных стереотипов Английский психолог Генри Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две – на групповом. Значение стереотипа на индивидуальном уровне: – когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение); – ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»). На групповом уровне: – идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы); – идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).

9 слайд

Описание слайда:

Функции социальных стереотипов Немецкий исследователь У. Квастгоф (U. Quasthoff) выделяет следующие функции стереотипов: – когнитивная – генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации – когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими; – аффективная – определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»; – социальная – разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни.

10 слайд

Описание слайда:

Механизм стереотипизации 1. Категоризация - психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п. 2. Схематизация. Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. 3. Атрибуция. В процессе атрибуции происходит приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.

11 слайд

Описание слайда:

Этнос – устойчивая группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (Т.Г. Стефаненко). Психологические особенности этнических групп Устойчивые компоненты этнических общностей (психический склад): этнический/национальный характер; традиции и обычаи. Эмоционально-динамическая сфера: этнические/национальные чувства.

12 слайд

Описание слайда:

Этническое самосознание Выражается в формировании «мы-чувства» - фиксации особенностей своей группы, ее отличий от других. Этнический стереотип – упрощенный образ этнических групп. Этноцентризм – склонность воспринимать жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон.

13 слайд

Описание слайда:

Гендерные группы Гендерные группы выделяют по признаку пола. Понятие «гендер» (gender) используется для социальных характеристик пола в отличие от биологических. Гендерные особенности - набор социальных ролей, «предписанных» обществом каждому полу. Гендер изучается на трех уровнях: индивидуальном (гендерная идентичность); структурном (положение мужчин и женщин в обществе); символическом (образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).

Слайд 2

Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Слайд 3

Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность.

Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. "Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты". В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки.

Слайд 4

Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность.

Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с "глубинами бытия".

Слайд 5

Власть - подчинение.

Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, "быть покровителем и вождем", право женщины - "в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя". Проблему господства - подчинения рассматривают также психоаналитики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.

Слайд 6

Порядок - хаос

Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: "Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка". Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: "Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос". Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины.

Слайд 7

Независимость, индивидуальность - близость, коллективность.

Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны.

Слайд 8

Сила Я - слабость Я.

Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, "женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине". К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: "Я мужчины - в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому Я".

Слайд 9

Импульсивность, активность - статичность, пассивность.

В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один - активным, другой - пассивным. Пассивность достается женщине. Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

Слайд 10

Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм.

Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко "всему бывшему, состоявшемуся", рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: "верность" - "неверность"

Слайд 11

Ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается "смесь" биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но в то же время, следует понимать, что "двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную". Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.

Слайд 12

Слайд 13

Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды


Человек - существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы так или иначе оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. Тем самым мы устанавливаем для себя рамки, ограничиваем себя.




Задачи: 1. Раскрыть сущность стереотипов; 2. Исследовать и описать основные стереотипы у современной молодежи; 3. Разработать анкету, выявляющую основные суждения (стереотипы), которыми руководствуется современная молодежь; 4. Сделать выводы исследования.


Стереотипы - своеобразная дань обществу, это неписанные законы и правила, которые якобы следует соблюдать. Очень часто они необоснованны и надуманны. Понятие «стереотип» хорошо описано в Большом энциклопедическом словаре: «выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Часто синоним устаревших и предвзятых представлений, связанных с предрассудками.»


Как рождаются стереотипы? Стереотипы основаны на пережитом прошлом. Действительно, ты один раз обжигаешься на чем-то и потом начинаешь утверждать, что это плохо, неправильно, что этого допускать нельзя, потому что такое положение дел изначально обречено на провал. Так ты создаешь для себя некий шаблон поведения, свой стереотип. Но как получается так, что этот стереотип становится социальным?! Люди общаются, делятся своим опытом, находят единомышленников, а то, что противоречит их взглядам, гордо называют исключением из правил. Но для того, чтобы шаблон поведения кучки людей стал действительно социальным, всеобщим, нужно время.


Самое же интересное в существовании стереотипов - это то, что их содержание не написано в книжках, этому не учат в школах, но тем не менее установки предков прочно сидят в наших головах. Иногда очень глубоко. Получается, что мы опираемся не на свой опыт, а на опыт целых поколений. Что заставляет нас так поступать, брать на веру чужие слова? Ответ прост - страх. Страх совершить ошибку, сделать себе больно, услышать «как ты мог так вляпаться, ты же знал…»










Какие из проблем, мешающих жить молодёжи, вы бы назвали самыми важными: Алкоголизм, наркомания Преступность, криминал Финансовые проблемы Трудности с получением образования Неуверенность в завтрашнем дне Жилищные проблемы Проблемы с родителями Безработица


Мы выявили основные стереотипы нашего класса: Хорошая учёба – благополучная жизнь Для хорошей учёбы нужен стимул Идеальный внешний вид – хороший вкус, хорошее воспитание Уважение к старшим – уважение к тебе в будущем Если у друга есть животное, то характер его добрый, мягкий, на него можно будет положиться в любой ситуации. Отказ от вредных привычек – хорошее здоровье Овладение современными технологиями – успех в современной жизни Добро которое ты даёшь людям сейчас обязательно тебе вернётся


ВЫВОД - Как мы выяснили, в ходе проведения исследования, под стереотипами понимаются обобщенные, шаблонные, эмоционально насыщенные, связанные с социальными ценностями и мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах, которые усваиваются человеком в процессе социальных взаимодействий. -Образование стереотипов происходит не только в результате действия индивидуальных процессов и эмоциональных состояний личности, но и под воздействием многих социальных процессов. К таким, как мы выяснили, относятся взаимодействие и взаимное влияние людей, выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воспитании, идеологическом воздействии средств массовой информации, а также культурной среды и политической ситуации. В результате действия этих механизмов стереотипы являются неизбежным аспектом психологической жизни человека.