Как найти хорошую работу без образования самостоятельно. Работа без образования: есть ли варианты? С чего начать если нет образования

Вопросы образования – очень острые и непростые вопросы. С одной стороны, кто мы без знаний, без школьного диплома и диплома о среднем или высшем образовании? Нам с ранних лет доказывают гиперважность образования, иначе мы ничего не сможем добиться. Потом, когда у нас появляются свои дети, мы в общей своей массе, следуем тем же установкам. Стараемся дать детям образования, часто – любой ценой, иногда – и ценой счастливого детства. С другой стороны, только слепой не видит, как хромает наше образование на всех своих ступенях, как пропадает безвозвратно детское любопытство и тяга к новому, как растет пропасть между долгожданным дипломом и реальной жизнью, потому что слишком быстро для образовательных учреждений меняется современные реалии.

Некоторые этот вопрос решают кардинально. И речь не о домашнем обучении, а скорее об обучении самой жизнью. Такая точка зрения тоже имеет право на существование, ведь какая главная цель образования? По-моему, дать знания, а их можно получать не только сидя за партой. Вот одно из мнений.

Образование или свобода?

Хотите, я сейчас взорву очередной шаблон?

Познакомьтесь с Кариной – солнечной, жизнерадостной, красивой и открытой девочкой, живущей на о. Нуса-Пенида уже два года (остров, расположенный примерно в 12 км к юго-востоку от индонезийского острова Бали. - Прим. ред. ). Карине 12 лет. Два года назад, путешествуя с семьей по Азии, они на пару дней приехали на прекрасный остров и… не смогли уехать. Теперь у них самый известный и, пожалуй, единственный на острове гест-хаус «Нуса Гарден», в котором останавливаются все туристы, приезжающие насладиться сочными красотами острова.

Карина уже два года не ходит в школу и даже не учится дистанционно. Вместо того, чтобы ломать свою психику, насиловать свой мозг и терять свою свободу благодаря традиционному образованию, она на равных со взрослыми решает организационные вопросы в гест-хаусе, общается с туристами на английском, с местными на Бахасе, водит байк куда смелее, чем я, прекрасно фотографирует и планирует завести свой блог. Она буквально пропитана солнцем, морем и духом свободы, и мне трудно представить ее в шаблонной реальности детей ее возраста, хотя воображение у меня такое, что я сама себе завидую.

Я смотрела на это юное олицетворение жизни вне догм, стандартов и правил и почему-то мне вспоминалась моя работа в «Профи.ру».
– Мой ребенок задыхается! Он задыхается! – С жаром вещала в мою гарнитуру клиентка, с которой мы 5 минут не могли подобрать один день в неделю для прихода репетитора, потому что у 11-летнего мальчика 6 дней в неделю 7 уроков в школе, а после английский, спорт, музыка и бог знает что еще. И он, бедный, задыхается. И мама знает, что он задыхается. Но еще один репетитор нужен, он позарез нужен, потому что у ненаглядного чада четверка вместо пятерки, а это же стыд и позор!

Я тогда говорила то, что положено говорить, но в голове крутила лишь одну мысль: «Что вы делаете, безумные люди? Что вы делаете со своими детьми?!». Можно сколь угодно доказывать окружающему миру и таким волшебным на голову, как я, что без образования никуда, но жизнь большинства людей – лучшее доказательство того, что эта модель жизни не работает. Волшебная на голову за 30 лет успела насмотреться на людей с двумя высшими образованиями и английским уровня Advanced, которые работали менеджерами по продажам или продавцами в салонах сотовой связи рядом со вчерашними школьниками.

Знаю лично и тех, кто на втором-третьем курсе бросил универ и сейчас живет той жизнью, которую прилежно учившиеся люди, отличники и медалисты видят лишь по телевизору.

Нет, не нужно массово забирать детей из школ и дружно переезжать тусить в Азию. Каждому свое – кому-то нравится кичиться дипломами и наградами и быть маленьким винтиком большого механизма. Кто-то благодаря полученным знаниям действительно создает империю и влияет на социальное, экономическое и политическое мироустройство. А кто-то прыгает на волнах кристально-чистого океана, говорит на трех языках, каждый день пьет кокосы, управляет гестом и в 12 лет рассуждает более здраво, чем большие 30-летние дети, играющие в «серьезную жизнь».

Выводы делайте сами.

Долгое время считалось, что высшее образование - это показатель статуса. Престиж диплома до сих пор высок, а будущих выпускников обычно пугают фразой «плохо сдашь ЕГЭ - не поступишь в институт». Однако так ли это важно на самом деле?

Если вы соискатель без «корочки»

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы - отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Что дает высшее образование на самом деле?

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения - это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

Евгений Смирнов

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого - нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование - это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Мария Кочакова

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование - филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный - это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога - и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование - литературоведение, лингвистика, русский язык - пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам - и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Елена Савчук

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию - неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись... Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Так нужен ли диплом?

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты - это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям - запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

А вам приходилось сталкиваться со строгим отбором по уровню образования?

Ну, по мне вопрос об образований (именно высшем) это всегда палка о двух концах. Хоть я сам и учусь, но в моей ОЧЕНЬ большой семье много примеров людей и с образованием, и без него, поэтому поделюсь опытом жизни без образования парой примеров.
1. Самый мой любимый человек-бабушка. Закончила школу и все... Свой недостаток образования восполняла тяжелым трудом. После школы работала в колхозе и жила в деревне, помогала воспитывать 2 сестер и брата, ближе к 25 скопила денег, переехала в город в маленькую квартирку и открыла свою небольшую палаточку на рынке. Бабушка у меня была, что называется кровь с молоком, работала очень много и умела зарабатывать. К 50 годам у неё было 2 весьма немаленькие квартиры, магазинчик, машина и небольшой капитал, не то, чтобы много, но это все у черта на рогах в допотопном городке, где кроме завода вообще нигде толком не заработать.
2.Ещё один родственник (условно дядя). 9 классов образования. Нигде не работает, лентяй, бездарь, сидит у матери на шее, перебивается (Иногда!!!) случайными заработками. После школы не захотел идти даже в путягу, говоря о том, что мол и так проживет. От безделия стал много выпивать, живет, как оборванец. Не знаю, сможет ли реабилитироваться хоть как-нибудь. Но итог один - жить ему тяжело.

В общем, истории там ещё куча, но суть всегда одна-без образования можно жить хорошо, и работать, и получать неплохие деньги за эту работу,и самому в лету не кануть, только для этого придется попотеть и работать. Нет, с высшим образованием тоже надо работать огого, но с ним, как ни крути, больше полей для маневра, так сказать. Но если ты по каким причинам сейчас не можешь учиться, то хотя бы не переставай работать и просто на работе, и над собой, чтобы не утонуть в собственной лени и упущенных возможностях.
Надеюсь, помог)
Удачи)

У меня среднее образование - 11 классов. Работаю художником на высоком уровне, имею зп выше средней по Москве, ни в чем себе не отказываю, потому как важен уровень в этом деле, а не количество "образований". Кстати, брат моей знакомой устроился журналистом после школы. Итог - разъезжает по разным странам с высокой зп.

Я могу рассказать про своего партнёра.

Ему двадцать три года, он бросил филфак на втором курсе, и сейчас зарабатывает в общем тем же, чем и выпускники филфака. Весь последний год ему хватает на прокорм себя, меня и нашего кота, а также на оплату моего образования и его довольно дорогостоящего творческого хобби. В течение этого года были моменты, когда у нас вот вообще не было денег, но я думаю, что это проблемы переходного периода, и в дальнейшем так не будет. Он не исключает возможность образования для себя в будущем, но вряд ли языкового.

При этом есть нюансы:

1. До этого в течение нескольких лет я зарабатывала больше, чем он, на не особо шикарных работах.

2. Он учит язык с двенадцати лет и довольно серьёзно увлекается психологией (что тоже немаловажно для преподавания) приблизительно с восемнадцати. И то, и другое он делает для удовольствия, и почти всё его свободное время состоит из занятий, так или иначе связанными с этими областями.

3. Лично я считаю, что он очень талантлив и в языке, и в психологии, и в перформансе.

Вывод: без высшего образования можно жить, в том числе, можно жить вполне интеллектуально насыщенной жизнью; но любой навык, который будет востребованным и дорогостоящим, вырабатывается в течение времени, сопоставимого с тем, которое нужно потратить на высшее образование.

Ну есть у меня образование. И иногда при устройстве на работу очень хочется скрыть его наличие. Специальность по диплому мне не интересна, но у потенциального работодателя возникают вопросы, что не так, почему не в своей области, какие-то проблемы? Нет проблем. Да и специальность вполне приличная - учитель экономики.

За последние годы получение высшего образования скатилось до потребностей нижней ступени пирамиды Маслоу. Доходит до абсурда. Заядлые троечники, которые на уроках математики не могли правильно решить простейшие уравнения и задачки, становятся экономистами, инженерами или юристами.

Диплом стал обязательным атрибутом современного человека. Какой - без разницы. Ни университет, ни специальность, ни тем более оценки во вкладыше не имеют значения. Важен сам факт. У меня есть диплом!

Под конвейер высшего образования попадает все большее количество людей. Что поделать? Рынок, мода, мнение старшего поколения диктуют свои условия. Быть успешным и образованным - значит быть специалистом с дипломом. Одна это не более чем стереотип. В реальной жизни между образованным человеком и человеком с "корочкой" существует большая разница.

Почему все больше людей разочаровывается в высшем образовании и можно ли стать успешным, отказавшись от диплома, − в историях наших героев.

Андрей, 21 год

Сфера деятельности: счастливый человек

Место проживания: человек всего мира. Родом из Бобруйска.

После школы я поступил на факультет журналистики БГУ. История вышла забавная: подавал документы, потому что проспорил, причем самому себе. Через 30 секунд после мысленной установки событие сбылось, и так я оказался среди будущих журналистов в самом престижном вузе страны. Спустя семестр я понял, что учиться, во-первых, не особо интересно, во-вторых, слишком дорого. Я не мог позволить себе тратить около $1500 в год за абсолютно бесполезное для меня протирание штанов на лекциях и семинарах.

Ко всему прочему появилось осознание того, что можно быть профессионалом и без высшего образования. Но когда тебе 18 лет, достаточно непросто противостоять давлению со стороны окружающих.

Летом я вновь решил поступать, только на этот раз, из-за непростой материальной ситуации, непременно на бюджет. Платное бы просто не потянул. Рванул на физический факультет БГУ, где из года в год недобор на бесплатное отделение. Почему? Не знаю. Все произошло совершенно спонтанно. Проучился год и понял, что лучше совсем не учиться, чем учиться на специальности, которая не приносит и грамма удовольствия. На этом моя тяга к "корочке" закончилась.

После многочисленных попыток я понял, что получение высшего образования - это бессмысленное занятие. Если человек дурак по жизни, то это ничего не даст. Если человек и без "бумажки" имеет представление о мире, если он не оторван от реальности, то и без высшего образования сообразит что к чему. Я сумел вовремя сказать себе "нет", осознав, сколько времени трачу на бесполезные для себя вещи. Просто в системе так заведено: обязательно нужно высшее образование, например, чтобы успокоить родителей.

Мои родные сперва меня также не поддерживали и говорили: "Продолжай учиться. Мало ли что в жизни может пригодиться". Кстати, эта фраза самая распространенная. Возможно, это хорошо, если есть образование. Но ведь можно пройти свой путь по-другому, не потратив времени на "потенциально" полезные для тебя вещи.

С мамой только недавно возникло понимание по этому вопросу. Она приняла меня с моей жизненной позицией, а вот друзья поддерживали всегда.

Бессмысленность нашего высшего образования ведь понимают абсолютно все, только не у каждого хватает духу пойти против системы. Среди моих знакомых достаточно много тех, кто не доучился, бросил. Кто-то нашел себя, кто-то нет. Но если они не начали вновь учиться, то свой выбор они сделали в пользу свободного плавания.

Кстати, я заметил интересную закономерность: уровень профессионализма никак не зависит от наличия "корочки", даже наоборот. Нередко люди, которые любят учиться, абсолютно не приспособлены к работе, более того, они вообще не любят работать! А вот те, кто, наоборот, тягой к университетским познаниям не отличается, в работу погружается на все сто процентов.

Вот есть такая фраза замечательная: "Что такое высшее образование? Это справка о том, что ты не дурак". Но ведь не дураком можно быть и без высшего образования.

Недавно я вернулся из путешествия по Юго-Восточной Азии, которое длилось пять месяцев и которое сумело изменить меня и мой образ жизни. Я приобрел уверенность в себе и сейчас нахожусь в полной гармонии со своим внутренним миром. После ситуаций, в которых мне довелось побывать (автостоп ночью в Сибири или, наоборот, при жаре в 40 градусов), понимаешь, насколько в жизни все просто. Если хочешь, то делай, и ты увидишь, что будет. Когда это не твой личный опыт, то это сложно осознать. Но когда ты берешь с собой $200 и отправляешься в бесконечное путешествие, это, поверьте, меняет тебя. Я мог продолжить свое путешествие, мог зарабатывать по $1500 в месяц, было очень много вариантов, как и где остаться, но все-таки решил вернуться. Просто потому, что действительно хотел этого. Я делаю и буду делать то, к чему лежит душа.

В путешествии я понял, что самые интересные люди и в 40 лет не знают, чем они хотят заниматься по жизни. Есть желание написать песню - напиши, если желание заниматься бизнесом - то иди и создай его. Забора из препятствий не существует. Это все идет из нашей головы, но этот мусор лучше выбросить, он мешает жить.

Сейчас я не думаю о том, что конкретно буду делать в будущем. В самых ближайших планах - свой небольшой бизнес и творческая самореализация. Наш проект стартует весной, и пока у меня есть 2-3 месяца, чтобы привести мысли в порядок. Кем я буду через 5 лет? Мне сложно сказать. Но главное, что я буду жить так, как действительного того хочу.

Владимир, 25 лет

Сфера деятельности: предприниматель

Место проживания: Минск

Мое университетское образование - это 4 дня установочной сессии в Белорусском институте правоведения на специальности "юрист-правовед". Больше в стенах института я не появлялся, пожалуй, до того момента, когда забрал документы. Был очень молод, не хотел учиться. Изначально я планировал связать свою жизнь с программированием, однако баллов не хватило. Чтобы стать студентом юридического, мне достаточно было подать два сертификата из трех, которые у меня были на руках, и сдать внутренний экзамен по обществоведению.


Но на установочной сессии я понял, что это не мое. Поступать в другой вуз я не собирался, работать сразу тоже не спешил. Просто на тот момент я точно определился, что университетское образование мне не нужно. Моя мама, конечно, была против того, чтобы сын остался неучем. Однако здесь не ее вина. Стереотипы, что уж тут поделаешь. Мама немного поворчала, но в конце концов приняла мой выбор.

Сам я из Гродно, поэтому после совсем недолгого "студенчества" вернулся в родной город, пока не попал менеджером проектов в бизнес-инкубатор БГУИР. После этого окончательно обжился в Минске и стал заниматься тем, что мне действительно нравится. Сейчас я - предприниматель в сфере IT. Поработав в крупных и довольно известных компаниях, я приобрел немало опыта и решил, что все. Хватит. Пора реализовать свой собственный проект. Над ним я активно работаю. Вообще, судя по собственному опыту, скажу, что без диплома легко попасть в абсолютно любую сферу. Главное, чтоб была голова на плечах, умение говорить и грамотно писать.

Обучение в вузе - это круто. Но если у вас не сложилось, не значит, что вы будете всю жизнь неучем. Образование ведь - каждодневный процесс, процесс развития себя как личности. Я читаю минимум 25 книг в год. Это как художественная литература, например, Булгаков, Пелевин, братья Стругацкие, Гёте, так и профессиональная. Сейчас к тому же прохожу два курса проекта Coursera - "Институционная экономика" и "Философия культуры". (Прим. автора: Coursera - проект в сфере массового онлайн-образования, который позволяет бесплатно проходить курсы в ведущих университетах мира).

Яўген, 22 гады

Сфера дзейнасці: кіраўнік і заснавальнік Talaka.by, сацыяльны прадпрымальнік

Месца жыхарства: Мінск

Пасля сканчэння Салігорскай гімназіі, я паступіў у Ліцэй БДУ, а затым - у БДУ на механіка-матэматычны факультэт (спецыяльнасць - "матэматык"). Як я прыйшоў да гэтага?

Бабуля мая была выкладчыцай фізікі, бацька скончыў у свой час сучасны БДУІР, дзядзька ў мяне - архітэктар. Гэтыя абставіны складалі ў сям"і атмасферу пэўнай павагі да тэхнічнай адукацыі. Ды я і сам яшчэ ў школе цікавіўся матэматыкай, удзельнічаў у абласных алімпіядах. А навучанне ў Ліцэі яшчэ болей ўзмацніла маю любоў да матэматыкі. Таму рашэнне паступаць на мехмат далося мне даволі проста і было свядомым. Хаця балы, атрыманыя на ЦТ, дазвалялі мне баз праблем паступіць на бясплатнае аддзяленне ў любы ўніверсітэт краіны.

Я выбраў мехмат, а не пайшоў, напрыклад, вучыцца на праграміста, бо разумеў, што матэматыка - гэта аснова ўсяго. І ўжо толькі потым я зразумеў, што праз вывучэнне матэматыкі ты можаш ўявіць, як працуе свет. Калі ты гэта разумееш, то, дарэчы, можаш нешта змяняць і паляпшаць. Гэтая здольнасць мне вельмі спатрэбілася ў маёй дзейнасці.

У нейкі час я настолькі захапіўся матэматыкай, што думаў нават прысвяціць пэўны частку свайго жыцця навуковай дзейнасці. Але, ведаеце, каб гэтым займацца, трэба быць чалавекам пэўнага складу. Я апынуўся недастаткова ўседлівы для гэтага, для мяне ў пэўны момант стала даволі няпроста ўвесь час займацца толькі матэматыкай, а па-іншаму з ёй проста нельга.

У гэты ж час я пачынаў актыўна развіваць платформу Talaka.by , якая магла б палепшыць нашую краіну. Усё болей і болей месца ў маім сэрцы і галаве, замест матэматыкі, займала "Талака". Яшчэ болей востра стаў канфілікт з часам: матэматыка заўсёды патрабавала шмат часу, а свой праект таксама пачынаў патрабаваць ўсё болей і болей. Я ўсё радзей, асабліва на апошніх курсах, наведваў заняткі, але ж знаходзіў час, каб паспяхова здаваць сесіі.

Уся гэтая "ідылія" скончылася, калі універсітэт пачаў патрабаваць яшчэ больш часу. Курсавыя, падрыхтоўка да напісання дыплома… Тады я зразумеў, што далей не пайду. На той момант я ўжо дастаткова павучыўся, каб добра развіць абстрактнае мысленьне і ўзяць ад унівесітэта ўсё, што магчыма.

Аб"ектаўна, каб атрымаць дыплом, мне неабходна было б актыўна папрацаваць яшчэ адзін-два месяцы. Здаецца мала, чаму б не скончыць? Але вось сэнсу ў гэтым я не бачыў. На пытанне “Навошта?” ніхто не мог адказаць. Выбар быў зроблены.

Цяпер я актыўна займаюся развіццём створанай мной некамерцыйнай грамадскай платформы Talaka.by. Таксама пэўны час я працую над у праектамі ў сферы будаўніцтва і альтэрнатыўнай энэргетыкі. То бок я прадпрымальнік, ці болей слушна будзе сказаць сацыяльны прадпрымальнік. Дыплом мне ў гэтых справах не памочнік, а галава, якую я дзякуючы мехмату "пракачаў", абстрактнае мысленне і сістэмны погляд на рэчы, атрыманы на мехмаце, мне вельмі спрыяюць.


Давайце раздзяляць "без адукацыі" і "без дыплома". Пасля заканчэння навучання я ні разу не трапляў у сітуацыі, дзе б пыталі пра наяўнасць дыплома. Ну можа толькі адзін раз, калі я запаўняў квітанцыю аб штрафе ў ДАІ.

Вельмі важна адрозніваць адукацыю і навучанне. А вось з адукацыяй усё складаней. Быць адукаваным чалавекам - гэта не значыць мець "корачку" ці умець выконваць пэўную працу. Адукаваны - гэта значыць той, хто мае шырокі погляд, той, хто добра арыентуецца ў сучаснасці, у навуках, падыходах. У гэтым плане мне даспадобы Лятучы ўніверсітэт. Гэта спроба стварыць сапраўдны ўніверсітэт, які не вучыць прафесіі, а, як і павінен, дае ўніверсум ведаў. Лятучы сабраў у адным месцы найбольш выбітных інтэлектуалаў, філосафаў і даследчыкаў з усёй Беларусі. Пэўны час я даволі актыўна ўдзельнічаў у жыцьці Лятучага, дзе і папаўняў недахопы сваёй адукаванасці.

У бліжэйшы час вяртацца ва ўніверсітэт я не збіраюся. А які сэнс? Я не выключаю такую магчымасьць. Калі мне сапраўды спатрэбяцца пэўныя веды, то я пайду навучацца ў ВНУ. Але рабіць гэта буду яўна не для "корачкі". Адукацыя для мяне - гэта тое, што мусіць быць, тое, чым трэба займацца. Гэта складаная гарманічна развітай асобы. Ну і годзе ўжо прыраўніваць і блытаць яе з "корачкай".

А помог ли вам диплом о высшем образовании стать успешным?