Древние образы в современных народных игрушках фгос. Пояснительная записка к уроку ИЗО . Древние образы в современных народных игрушках. Сообщение учащегося: «Дымковская игрушка»

Учитель ИЗО,

МБОУ-ООШс.Любимово, Советского р-на Саратовской области

.

Урок изобразительного искусства в 5 классе

II четверть

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Урок №1 Тема: Древние образы в современных народных игрушках
Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование работы с пластическим материалом.
Задачи:

Образовательные


  • продолжить знакомство с народным творчеством, познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
Развивающие

  • продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
Воспитательные

  • учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире , расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Предварительная подготовка. Нескольким учащимся заранее даются темы сообщений о месте происхождения: Филимоновских, Дымковских и Каргопольских игрушек. Ребята готовят сообщение, стихи, иллюстрации.

Музыкальный ряд: весёлая народная музыка.

Литературный ряд: стихи о народных промыслах.

Межпредметные связи: музыка, литература, история, технология.

Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.

ХОД УРОКА

Организационная часть.

Введение учащихся в ситуацию народного творчества.

Актуализация опорных знаний (1 слайд)

- В I четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами (Ответ детей)

Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Ответ детей)

Формирование новых знаний (2 слайд)

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с древних времен и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

и за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

(15 слайд) можно увидеть и разряженных щеголих и нянек – «кормилок» с детьми на руках.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

(16 слайд) Филимоновские игрушки мастерили из красной глины. Филимоновская глина при сушке быстро покрываются трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Поэтому филимоновские игрушки – вытянутые фигуры с небольшой головой на непременно вытянутой толстой шее.

Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

(17 слайд) Каргопольские игрушки кажутся нелепыми и тяжеловатыми: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужчин в бороду-лопату. Расписаны игрушки в яркие или приглушенные тона с простым и ясным узором.

(18 слайд) Дымковские игрушки монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

(19 слайд) Давайте мы с вами представим себя мастерами и вылепим из пластилина


  • 2 группа – фигурки Каргопольских игрушек

  • 3 группа – фигурки Дымковских игрушек
Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины? (Ответ детей)
Каким способом изготавливают игрушки? (Ответ детей)

Практическая работа в группах

Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).

Итог урока

– Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на следующем уроке. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.

Посмотрите, какие разные и неповторимые получились игрушки в разных группах! (Отзывы детей о получившихся игрушках)

На этом наш урок окончен, спасибо ребята!

Литература:


  • Блинов Г.М. М.: Чудо-кони, чудо-птицы. “Детская литература” ,1977.

  • Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.

  • Горичева В. С., Нагибина М. И.. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.

  • Рогов А. А. Кладовая радости. М. Просвещение. 1982

  • Рафаенко Н. А.. Ярославль. “Академия развития”.“Народные промыслы”. М. 1988

  • Рабочая тетрадь Дымковская игрушка”. М. Мозаика- Синтез. 2004

  • Рабочая тетрадь “Филимоновские свистульки”. М. Мозаика-Синтез. 2003.
Интернет ресурсы:

  • http://www.nebovokrug.ru/nostalgiya-po-derevne/

  • http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/kargopolckaa_igru6ka.htm

  • http://www.kargopol-toys.ru/

  • http://www.virtual-russia.ru/vrt/vr.html

  • http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=637865

  • http://www.peterseldon.ru/travel/sever2007/part2/

  • http://www.dshinin.ru/BES/12/1.HTM

  • http :// www . promiselkargopolya . ru / about . htm


  • http://www.euro-rest.ru/59/556/6820.htm

  • http://filimonofskay-igrushka.ru/

  • http://www.enlight.ru/camera/nb/index.html

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древние образы в современных народных игрушках.

Всмотритесь в образы глиняных народных игрушек, найдите отличительные черты в форме и росписи игрушек. 1 ряд – изучи текст в учебнике страницы 60 -63 2 ряд – изучи текст в учебнике страницы 60, 64 3 ряд - изучи текст в учебнике страницы 60,65

Народные промыслы Деревня Филимоново в Тульской области. Отличительные черты: - вытянутые пропорции - мягкие очертания форм - выглядят стройными, изящными - игрушки почти всегда со свистком Любимые цвета: Малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый Филимоновская игрушка

Народные промыслы Каргопольская игрушка Ее родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Отличительные черты: Приземистые фигурки людей и животных Расписаны: в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами на поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Народные промыслы Дымковская игрушка Родилась она в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров) Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью множество лепных деталей: косички, жгуты, воланы Украшение: - мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке - элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки - яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым

Приведи в соответствие: Филимоновская игрушка Каргопольская игрушка Дымковская игрушка 1 2 3

Домашнее задание Повторить стр. 60-66 Принести пластилин, стеки, дощечку для лепки, баночку, муку, белую гуашь, кисти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть.Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...

Материал к уроку

«Древние образы в современных народных игрушках».

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от великого зла.

В глиняной игрушке живут образы уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных частях нашей необъятной России художники оригинально подходили к созданию её образа.

Филимоновские игрушки.

В деревне Филимоново Тульской области с древних времен существует производство филимоновских игрушек. Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой с сиреневатым оттенком, вязкой и податливой глины. Филимоновские игрушки почти всегда со свистком.

Высокие, стройные крестьянки часто, что то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Мужские фигуры подстать им: статные, длинноногие, чуть смешливые.

Очень большое разнообразие образов воплотила в себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными как у жирафа, шеями, олени-растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи и диковинные существа.

У персонажей филимоновсвой игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею и придает фигуре горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.

Каргопольская игрушка.

Родина каргопольской игрушки русский Север, Архангельская область.

Пропорции этих фигурок противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Веселые плосковатые лица каргопольских мужичков переходят в бороду-лопату, а короткие руки и кривоватые ножки делают фигуру забавной и шутливой.

Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери в северной народной вышивке.

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь-Полкан или Полихан-чудо с головой и туловищем человека и телом коня.

Мастера Каргополья создали свой мир глиняной игрушки, где живут крепкие весёлые люди и добродушные звери и птицы

Дымковская игрушка.

Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются дымковские игрушки появившиеся в стародавние времена в Дымковской слободе близ города Вятка.

Вятка в старину славилась своими базарами и ярмарками-«свистоплясками».

Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые лепили из местной красной глины и обжигали в печи.

Дымковские игрушки- настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разно ряженых щеголих, нянек-«кормилок» с детьми на руках, лихих всадников, важных индюков и др. форма игрушек монолитна, а силуэт отличается легкостью, плавностью и округлостью. Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой. К основе-туловищу прикреплялись лепные детали: изящные оборки, воланы, косички, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождает кокетливый зонтик.

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»

Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Подготовка к творческой работе.

- . Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных игрушек. А что такое ярмарка?

- Кем бы вы хотели быть на ярмарке?

(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)

- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.

Мы разделимся на группы-артели по видам художественных промыслов.

Сначала мы будем мастерами артелей.

Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народных игрушек.

Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.

В классе работают артели:

Народная игрушка.

«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»

Задание мастерам артелей:

  • выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;
  • подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
  • прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей .

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.

И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.

Материал для учащихся

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали

Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).

Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Правильно! Все они сделаны из глины.

А в чем различия?

Узоры

Форма

Работа с учебником (с 74.)

Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов

Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Подумайте

Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?

Какие?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

Благодарю за урок. Вы – молодцы!

Урок: изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках»

Цели:

  1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и росписи.
  2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

Оборудование и материалы:

  • Оборудование : компьютер, диск с видеофрагментом на тему «Народные потешные промыслы - игрушки», иллюстрации с изображением Филимоновской, Карпогольской, Дымковской игрушек. Учебник. Изобразительное искусство «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Под редакцией Б.М. Неменского, 2012 год.
  • Материалы: гуашь, кисти, альбомы, цветные карандаши, цветные мелки, простые карандаши, ластик.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Просмотр видеофрагмента «Народные потешные промыслы-игрушки».
  3. Беседа об истории, отличительных особенностях Филимоновской, Каргопольской, Дымковсой игрушек.
  4. Упражнение дорисуй картинку.
  5. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза выбранной модели игрушки).
  6. Практическое выполнение задания.
  7. Физкультминутка.
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

  1. I. Организационный момент.
  2. Приветствие.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.
    1. II. Изучение нового материала.

Как только человек родился, рядом с ним начинают появляться множество предметов, необходимых ему. Но только эти предметы помогают маленькому человеку примерить на себя роль взрослого, стать главным. Иногда эти предметы сопровождают человека всю жизнь, становятся его профессией или увлечением…и речь сегодня пойдет об игрушках.

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент, на тему «Народные потешные промыслы-игрушки».

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Есть удивительная профессия, которая пришла к нам с давних времён и существует до сих пор – игрушечных дел мастер. Как вы думаете, из каких материалов создавались первые игрушки? (Ответы детей.)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Древние образы в современных народных игрушках».

Учащиеся делают запись темы урока в альбом.

Осваивая тему урока, нам будет необходимо изучить несколько видов народной игрушки, выявить их особенности (цвет, форма, орнамент росписи).

Мы сегодня будем знакомиться с разновидностями народных игрушек. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.
Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит и для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.
В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным. Особо знамениты Филимоновские, Каргопольские и Дымковские игрушки.

Филимоновская игрушка

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни – всех не перечесть – образуют веселый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грандиозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами.

Ученые считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски с фигурками, изображавшими людей и животных.

Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после обжига становится светлой.

Посмотрим на иллюстрации в учебнике на стр. 68-69. Вопросы учителя (ответы учащихся)

Желтый, красный, зеленый – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер.

Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства, и находятся в музеях нашей страны и за рубежом.

Карпогольская игрушка

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень.

Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита многими художественными ремеслами.

Тематика Карпогольской игрушки взята из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Полкан – добрый богатырь с телом генерала и ногами коня; Тяни - толкай – фигурка из двух сросшихся коней, светлый конь тянет к добру, а тёмный конь – к злу.

Черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий – эти цвета используются в росписи.

В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки. Давайте с вами посмотрим на игрушки, изображенные в учебнике на стр. 70. Вопросы учителя (ответы учащихся). Обратите внимание на узоры на этих игрушках. Узоры на игрушках мастера подглядели в поле, у полного зерен колоса, у цветка на лугу, у елки в лесу, в небе у летящей снежинки, у солнца, у вечерней звезды…

В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

Дымковская игрушка.

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце). Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…

Давайте обратимся к учебнику на стр. 71. Вопросы учителя (ответы учащихся).

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

Здесь можно вспомнить символический смысл (мы проходили на первых уроках первой четверти).

Краски яркие – яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно).

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.

  1. III. Упражнение дорисуй картинку . Учащимся раздаются картинки, где частично изображены рисунки, нужно дорисовать игрушку, орнамент, подписать цвета и название игрушки, применяемые в данном промысле.
  2. IV. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза выбранной модели игрушки).

Выберите игрушку, которая вам понравилась. Изображение игрушки в альбоме. Работы оценивают сами, друг другу. Сегодня вы выполните ее эскиз, а на следующих уроках слепите ее из пластилина. Помощником в вашей работе будет таблица «Отличительные особенности народных глиняных игрушек», данную таблицу вложить в альбом для дальнейшего использования.

  1. V. Практическое выполнение задания
  2. VI. Физкультминутка. Упражнения с теплыми и холодными цветами. Гимнастика для глаз.
  3. VII. Продолжение выполнения практической работы

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. Контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приемов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
  4. контроль объема и качества выполненной работы.
    1. VIII. Закрепление знаний полученных на уроке

А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопросы.

О чем мы говорили сегодня? (ответы учащихся)

Какие разновидности игрушек, вы сегодня узнали? (ответы учащихся)

Почему игрушка называется народная? (ответы учащихся)

  1. IX. Итог урока : завершение работы, оценивание выполненных работ.

Заполнение оценочных листов:

  • Красный с улыбкой – у меня всё получилось, я доволен.
  • Синий – не всё задуманное получилось.
  • Жёлтый – мне мало что удалось, я не доволен результатом.
  1. X. Домашнее задание . Приготовить сообщение о Матрешке.

Уборка рабочих мест.