Введение пошлин. Экономические последствия введения пошлины. Нужна помощь по изучению какой-либы темы


При экспортной пошлине внутренняя цена ниже мировой цены. Внутренняя цена О Q на внутреннем рынке. Снижение внутренней цены стимулирует расширение внутреннего потребления картофеля с Qd до Qd. В новых условиях равновесия российские производители картофеля сократят объемы его производства, часть высвободившихся ресурсов перебросят в какую-либо другую сферу деятельности. Одновременно сократятся и объемы экспорта до величины Q"s-Q"d.

Теперь оценим последствия введения экспортной пошлины для благосостояния потребителей и производителей, а также для удовлетворения государственных интересов. Очевидно, что в результате снижения цены на внутреннем рынке производители картофеля несут потери, величина которых в общей сложности составит область (a + b + c + d + e).

Однако потребители картофеля получают в результате снижения цены выигрыш в размере области (а + Ь). Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы от налогообложения экспорта. Размер этого выигрыша, соответствующего объему экспорта, равен области d. В целом чистые потери страны от введения экспортной пошлины составили область (с + е). Таким образом, в результате налогообложения экспорта в экономике произошло перераспределение части ресурсов и доходов: одни субъекты экономики выиграли, другие - понесли потери. Выигрыш потребителей и государства получен за счет производителей, чье благосостояние ухудшилось. Однако суммарный выигрыш общества (в лице потребителей и государства) оказался меньше потерь производителей на величину (с + е), которая не компенсируется ничьим выигрышем. Как видим, экспортная пошлина представляет собой зеркальное отражение импортной пошлины с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Государство же и в том и в другом случае выигрывает.

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно - тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

ЭКСПОРТНЫЕ СУБСИДИИ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ. В большинстве случаев многие страны на практике прибегают не к экспортным пошлинам, а к субсидированию экспорта. Оно осуществляется в разных формах: предоставление низкопроцентных займов фирмам-экспортерам или иностранным клиентам; государственные расходы на стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом (например, через рекламу и предоставление дешевой информации о конъюнктуре экспортного рынка); предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. Государственная поддержка может предоставляться экспортерам разных отраслей в зависимости от национальных потребностей, но наибольшими субсидиями во МНОГИЕ отрасли сельскохозяйственной продукции. Для этого разрабатываются и реализуются специальные государственные программы содействия фермерским хозяйствам через правительственные закупки на средства налогоплательщиков избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты премий за невозделывание посевных площадей. Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержки фермеров, европейские государства, США и Канада продают по заниженным ценам избыточную продукцию за границу, иногда прибегая к дополнительному субсидированию, предлагая товар в основном развивающимся странам, для которых цены мирового рынка слишком высоки. Разумеется, предоставление субсидий экспортерам стимулирует развитие экспортных производств и создает некоторые конкурентные преимущества национальным производителям на мировых рынках. Однако оборотной стороной экспортных субсидий может быть введение компенсационных импортных пошлин теми странами, куда направлены экспортные потоки. Такая процедура допускается нормами ГАТТ/ВТО и иногда используется в мирохозяйственной практике.

Нетарифные торговые ограничения. К настоящему времени они получили широкое распространение во многих странах, прежде всего в промышленно развитых, и, по некоторым оценкам, их число доходит до 50. К середине 90-х гг. примерно 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта и антидемпинговые меры.

ИМПОРТНЫЕ квоты. Из всех видов нетарифных ограничений внешней торговли наибольшее распространение получили импортные квоты - или количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Иногда страны могут прибегать к квотированию экспорта, т. е. количественному или стоимостному ограничению вывозимой из страны продукции, однако они запрещены международными соглашениями. И в том и в другом случае инструментом квотирования являются лицензии, выдаваемые государственными органами импортерам или экспортерам продукции. При этом число выдаваемых лицензий ограничено, а это значит, что нелицензированная торговля квотируемыми товарами запрещается. Импортные лицензии могут распределяться либо через механизм купли- продажи, либо административным путем. Более предпочтительным и эффективным способом распределения лицензий является открытый аукцион. Конкурсная продажа импортных квот не только приносит государству доход, эквивалентный тарифному, но и выбивает почву из-под ног взяточников и коррупционеров. Однако, несмотря на то, что открытые аукционы - самый дешевый способ распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются. Обычно на практике применяются административные методы распределения лицензий, в основе которых лежит система явных предпочтений, когда государство выдает импортные лицензии определенным фирмам без какого-либо конкурса. Чаще всего в этом случае лицензии получают те фирмы, которые закрепились на рынке данного товара и на деле доказали свою способность эффективно осуществлять внешнеторговые операции. Однако административное распределение, ничего не давая государственному бюджету, создает благоприятную почву для взяток и коррупции.

Экономические последствия введения импортной квоты.

Какой же смысл имеет тогда введение квот, почему ими нередко заменяют таможенные пошлины? Причина в том, что импортные квоты в ряде случаев оказываются более предпочтительной мерой регулирования внешней торговли, чем таможенные тарифы. Их преимущество проявляется, во-первых, в том, что они строго фиксируют объемы ввозимой продукции, а это гарантирует внутренний рынок от возможного увеличения импорта из-за снижения цен на импортируемые товары. Тариф в этом случае оказывается беспомощным, поскольку сокращение цен позволит зарубежным фирмам при прежней тарифной ставке увеличить объемы продаж и получить определенные выгоды. Предпочтительность квот проявляется и в том, что они позволяют государству проводить более гибкую и оперативную политику, поскольку изменение ставок импортных тарифов регламентируется национальным законодательством и международными торговыми соглашениями, и правительство, за исключением отдельных случаев, не может самостоятельно повысить тариф. Гораздо проще, оказывается, установить более строгие импортные квоты. Квотирование в ряде случаев предпочитают отечественные а также нуждающиеся в защите отрасли, поскольку добиться специальных лицензионных привилегий значительно легче, чем введения тарифа или повышения его ставок.

И для государственных органов квотирование оказывается более выгодным инструментом, так как облегчает им осуществление регулирующих функций и проведение более селективной внешнеторговой политики в отношении отечественных отраслей и фирм.

Вместе с тем практика квотирования импорта приводит к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики, а следовательно, снижению ее эффективности. С другой стороны, само распределение лицензий административным путем толкает потенциальных импортеров на лоббирование своих интересов в правительстве и даже на дачу взяток официальным лицам. А это значит, что импортные квоты создают почву для произрастания коррупции в государственных органах.

"ДОБРОВОЛЬНЫЕ" ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА. Этот ВИД нетарифных ограничений стал практиковаться с 50-х гг. в отношениях между США и европейскими странами, с одной стороны, и Японией - с другой, во внешней торговле текстильными изделиями. Позже в эту систему были включены и новые индустриальные страны. "Добровольные " ограничения экспорта (ДОЭ) означают ситуацию, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страна-экспортер берет на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено множество таких соглашений, ограничивающих экспорт не только текстильных изделий, но и автомобилей, обуви, стали, труб, телевизоров и т. д., главным образом из Японии и стран Юго-Восточной Азии в США и страны ЕС. Поскольку ДОЭ устанавливает страна-экспортер в ответ на просьбу портера во избежание других торговых санкций, постольку на деле такие ограничения являются не добровольными, а вынужденными. Однако тот факт, что их вводит против себя самой страна-экспортер, ДОЭ с политической и правовой точек зрения стали очень удобным, а в ряде случаев наиболее предпочтительным инструментом современной торговой политики. С экономической точки зрения ДОЭ точно повторяют импортную квоту, которая дорого обходится стране-импортеру, поскольку решения об ограничении торговли принимаются иностранным правительством.

По одним только японским автомобилям, на поставки которых в США американское правительство потребовали ДОЭ со стороны Японии, страна потеряла в 1984 г. 3,2 млрд. долл., причем львиную долю составила перекачка средств в Японию, а не потери в эффективности экономики США. Почему же тогда страны-импортеры настаивают на введении ДОЭ их торговыми партнерами? Основная причина, очевидно, состоит в том, что ДОЭ дают выгоду национальным производителям страны-импортера, которым неограниченный ввоз того или иного товара из-за границы создает дополнительные трудности в конкурентной борьбе. Кроме того, надо иметь в виду и то, что в настоящее время ДОЭ не запрещается ГАТТ/ВТО, хотя с 2000 г. их предполагается отменить в рамках этой организации.

ДЕМПИНГ. Ограничения в международной торговле могут быть следствием демпинга. Демпинг означает такую практику ведения внешней торговли, когда экспортер продает свой товар за границей по цене ниже той, по которой он продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости производства товара. Это значит, что демпинг - одна из форм международной ценовой дискриминации. Обычно к демпингу прибегают в периоды экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать производство, но продать весь товар на внутреннем рынке не имеет возможности. Тогда она обращается к рынкам зарубежных стран, подрывая тем самым их национальное производство, но стабилизирует при этом собственное. Практика международной торговли знает несколько видов демпинга: постоянный, спорадический, хищнический.

Постоянный демпинг характеризует долговременную тенденцию фирм- монополистов максимизировать прибыль, продавая товары по более высокой цене на внутреннем рынке по сравнению с мировым рынком, где приходится сталкиваться с конкуренцией иностранных компаний. Спорадический демпинг представляет собой эпизодическую продажу продукции на мировом рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Чаще всего такой демпинг - следствие перепроизводства товаров и стремление не допустить снижения цен на внутреннем рынке.

Хищнический демпинг означает временную продажу товара на зарубежных рынках ниже его себестоимости. Целью такого демпинга является, как правило, устранение конкурентов по бизнесу, после чего отмечается заметный рост цен, что дает фирмам возможность реализовать свою монопольную власть в форме монопольной сверхприбыли.

Демпинг запрещен как правилами ГАТТ/ВТО, так и национальным законодательством ряда стран. В случае демпинга страны вправе применять ответные меры. Они обычно принимают форму введения антидемпинговой пошлины или угрозы ее введения. Антидемпинговая пошлина представляет собой временный сбор, вводимый импортирующей страной для компенсации потерь от демпинга. Как правило, эта пошлина устанавливается в размере разницы между ценой товара на внутреннем и мировом рынках. Каковы последствия введения антидемпинговых пошлин? На вопрос, кто выигрывает, а кто несет потери в результате антидемпинговых мероприятий, не так легко ответить. Скорее всего, сторонники либеральных взглядов вообще будут выступать против введения такого рода санкций (за исключением, может быть, хищнического демпинга). Действительно, какой смысл противодействовать фирмам, поставляющим свой товар по заниженной цене, почему этим не пользоваться? Не исключено, что выигрыш потребителей окажется выше ущерба, нанесенного демпингом отечественным производителям. Однако конечный эффект введения антидемпинговых пошлин весьма неопределенный. Если, например, страна откажется от демпинга и торговые ограничения в отношении нее будут сняты, то импортирующая страна проиграет, а мировое хозяйство окажется в выигрыше. Однако если страна, уличенная в демпинге, прекратит поставки товаров на рынок, защищенный антидемпинговыми пошлинами, то ущерб понесет как импортирующая страна, так и мировое хозяйство, поскольку это приведет к нерациональному использованию ресурсов.

ПРОЧИЕ ФОРМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. Кроме рассмотренных выше способов количественного регулирования внешней торговли в мировой практике используется множество других видов нетарифных ограничений, среди которых:

Национальные стандарты качества (например, на оборудование, сельскохозяйственную технику и т. д.);

Экологические требования (к автомобилям, технологиям и прочему, загрязняющему окружающую среду);

Санитарные ограничения, запрещающие торговлю определенными сельскохозяйственными товарами (например, фруктами в Калифорнии) или продовольствием и напитками (например, пивом в Германии);

Требования к упаковке и маркировке изделии;

Внутренние налоги и сборы (например, в некоторых странах прогрессивные дорожные налоги особенно велики для относительно больших автомобилей, что ограничивает их импорт);

Требования к содержанию компонентов, используемых в производстве ряда товаров (например, в России запрещено использовать в производстве продуктов питания некоторые виды пищевых добавок и красителей, которые широко применяются в европейских странах).

Подобного рода ограничения оказывают заметное воздействие на направления и объемы международных потоков товаров и услуг. Большинство из них, безусловно, продиктованы заботой о жизни и здоровье граждан страны, стремлением полнее проинформировать покупателей о возможных последствиях, связанных с приобретением и использованием иностранной продукции.

В то же время очевидно, что эти ограничения одновременно действуют как удобные инструменты протекционизма в пользу местных производителей. Крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле являются экономические санкции, в частности торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе такого рода санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Они могут носить как индивидуальный (одна страна вводит эмбарго на торговлю с другой), так и коллективный характер (когда эмбарго вводится по решению ООН). Очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб всем участникам этого процесса, поскольку ограничивает вывоз товаров и получение доходов страной-экспортером и лишает возможности потреблять эти товары страной-импортером. Вместе с тем третьи страны, не присоединившиеся к эмбарго, при определенных условиях могут получать дополнительный выигрыш, так как у них появляется возможность увеличить экспорт своей продукции за счет участвующих в санкциях стран.

Введение импортных пошлин - одно из средств воздействия государства на экономику. Пошлина может устанавливаться в виде фиксированной платы за каждую ввезенную из-за границы единицу товара или в виде процентных отчислений от его цены. Импортная пошлина влияет не только на конъюнктуру рынка облагаемого ею товара, но и на экономику всей страны, так как все рынки находятся в тесном взаимодействии.

Частичный анализ . Отвлечемся сперва от взаимодействия рынка блага, облагаемого импортной пошлиной, с другими рынками.

Если страна потребляет незначительную часть мирового производства некоторого блага, то объем его предложения из-за границы можно считать совершенно эластичным по цене как до, так и после введения пошлины (график предложения блага из-за границы - прямая, параллельная оси абсцисс). Последствия введения импортной пошлины в этом случае иллюстрирует рис. 10.19. Пересечение кривых отечественного предложения и спроса (S и D ) определяет равновесное сочетание Р 2 , Q 2 в закрытой экономике. Пусть цена мирового рынка на данное благо равна Р 0 и его можно ввозить в страну беспошлинно. Тогда цена на внутреннем рынке тоже снизится до Р 0 . В этом случае объем отечественного предложения равен Q 0 , а объем спроса - Q 4 . Разность Q 4 - Q 0 закрывается импортом.

Если с каждой единицы ввозимого товара взимается пошлина в размере t ден. ед., то его цена возрастет с Р 0 до Р 1 = Р 0 + t и это вызовет следующие последствия:

1) эффект защиты отечественного производства : объем отечественного предложения возрастет с Q 0 до Q 1 ;
2) эффект потребления : объем отечественного потребления сократится с Q 4 до Q 3 ;
3) эффект внешней торговли : объем импорта сократится на (Q 1 - Q 0) + (Q 4 - Q 3);
4) эффект платежного баланса : импорт в ценностном выражении сократится на [(Q 1 - Q 0) + (Q 4 - Q 3)]P 0 ;
5) эффект таможенных сборов : сумма взимаемых пошлин возрастет на (Q 3 - Q 1)·(P 1 - P 0);
6) эффект перераспределения : излишки производителей возрастут на площадь P 0 ab P 1 , а излишки потребителей уменьшатся на площадь P 0 mn P 1 ;
7) эффект экономических потерь : разность между потерями потребителей и выигрышем производителей, уменьшенная на пошлинные сборы представляет чистые потери общества, равные сумме площадей треугольников abc и mnd .

Таким образом, от введения пошлины выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители; в целом же введение пошлины на товар, объем импорта которого совершенно эластичен по цене, сопровождается чистыми потерями общества.

Еще более разнообразны последствия введения импортной пошлины при несовершенной эластичности импорта по цене, т.е. в тех случаях, когда объем предложения товара из-за границы увеличивается только по мере увеличения его цены. В графическом виде такая ситуация изображена на рис. 10.20.

При беспошлинной торговле товар в обеих странах будет продаваться по цене P 0 , которая обеспечивает равенство объема экспорта из страны В объему импорта в страну А . Если страна А будет взимать с каждой ввозимой единицы товара пошлину в размере t ден. ед., то вместо прямой линии цен P 0 P 0 возникнет ломаная линия цен P 1 FH P 2 . Она отражает тот факт, что после введения пошлины цена блага в стране А выше его цены в стране В на t = FH ден. ед. В то же время за счет соответствующего расположения ломаной линии цен над осью абсцисс изменившиеся объемы экспорта и импорта по-прежнему равны друг другу (Q ex = Q im ).

Как и в предыдущем случае, введение пошлины вызывает семь выше перечисленных эффектов. Но теперь чистым потерям общества, представленным суммой площадей двух заштрихованных треугольников, противостоит выигрыш от снижения цены импортируемой продукции, представленный площадью заштрихованного прямоугольника:
(P 0 - P 0)Q ex .

Этот выигрыш для страны А является потерей для производителей страны В . Следовательно, когда объем импорта не является совершенно эластичным по цене, тогда часть пошлины, вводимой одной страной, перекладывается на производителей другой страны. В такой ситуации страна А может найти оптимальную величину пошлины, которая максимизирует разность между площадью заштрихованного прямоугольника и суммой площадей двух заштрихованных треугольников. Величина получаемого таким образом выигрыша зависит от эластичности спроса и предложения в каждой из стран (от наклонов кривых S и D в окрестностях точки равновесия). Вводящая пошлину страна выигрывает тем больше, чем эластичней ее спрос и предложение и чем они менее эластичны за границей.

Перемещение монопольной прибыли . Если в обеих странах хозяйство ведется в условиях совершенной конкуренции, то введение импортной пошлины, в том числе и оптимальной для одной из стран, нарушает Парето-эффективное состояние мирового хозяйства: рыночная цена блага оказывается выше предельных затрат его производства. На этом основании сторонники свободной торговли выступают против установления пошлин. Однако их аргументы становятся беспочвенными в условиях несовершенной конкуренции, когда и при отсутствии пошлин не выполняется равенство Р = МС .

Если поставщиком импортной продукции является монополист, то посредством введения импортной пошлины ввозящая продукцию страна может изъять часть прибыли заграничной монополии. Обратимся к рис. 10.21.

При беспошлинной торговле монополия предложит Q 0 ед. продукции по цене P 0 , так как такое сочетание обеспечивает ей максимум прибыли (МС = MR ). Если с каждой продаваемой за границей единицы продукции нужно платить пошлину в размере t ден. ед., то для монополии кривая спроса сместится вниз на расстояние t (D D "), так как при любом объеме продаж ее средняя выручка уменьшится на t ден. ед. В этом случае монополия уменьшит объем предложения до Q 1 , а цену до P 1 . Но для потребителей цена возрастет до P 2 = P 1 + t . В результате излишки потребителей сократятся на площадь P 0 ba P 2 , а сумму получаемых государством пошлин представляет площадь P 2 ad P 1 . Последняя состоит из двух слагаемых: части потерь излишков потребителей - площадь P 2 ac P 0 и части прибыли зарубежной монополии - площадь P 0 cd P 1 . Оптимальная ставка пошлины в этом случае определяется в результате максимизации разности между площадями прямоугольника P 0 cd P 1 и треугольника abc .

Аналогичное перераспределение прибыли посредством введения импортной пошлины можно осуществить в условиях олигополии на отечественном рынке.

Допустим, что на рынке некоторого блага есть лишь два продавца: одна отечественная и одна зарубежная фирма. Каждая из них стремится к максимуму прибыли и определяет объем своего предложения, полагая объем предложения конкурента заданным (модель дуополии Курно). Отраслевой спрос представляет линия D 2 на рис. 10.22.

Рис. 10.22. Линия реакции отечественной фирмы


Когда отечественная фирма является единственным продавцом на этом рынке, то она в целях максимизации прибыли предлагает Q 2 ед. по цене P 2 . Если зарубежная фирма продает на отечественном рынке, напр., Q 2 - Q " ед. продукции, то кривая спроса на продукцию отечественной фирмы смещается вниз до положения D 1 . На этой кривой спроса отечественная фирма выберет сочетание Q 1 , P 1 , соответствующее пересечению МС и MR 1 . Совместное предложение обеих фирм полностью удовлетворит спрос по цене P 1 , равный Q 3 . Когда зарубежная фирма будет предлагать Q 2 ед. продукции, тогда кривая спроса на продукцию отечественной фирмы займет положение D 0 и она будет выпускать лишь Q 0 ед. В этом случае совместное предложение составит Q 4 и цена снизится до P 0 . Соединив все точки, представляющие выбираемые отечественной фирмой сочетания Q,P , получим прямую ее реакции на поведение конкурента - прямую R .

Для большей наглядности дальнейшего анализа уберем с рис. 10.22 кривые спроса D 0 и D 1 с соответствующими им кривыми предельного дохода и добавим кривую средних затрат отечественной фирмы; получится рис. 10.23.

Примем, что в исходном состоянии цена равна P 0 . При такой цене объем выпуска отечественной фирмы равен Q 0 , а зарубежной Q 4 - Q 0 . Пусть с введением импортной пошлины цена на отечественном рынке возрастает до P 1 . Тогда объем предложения иностранной фирмы сократится на Q 4 - Q 3 ед., а отечественной фирмы возрастет на Q 1 - Q 0 . В результате повышения цены излишки потребителей сократятся на площадь P 0 E 0 E 1 P 1 , а прибыль отечественной фирмы увеличится с amk P 0 до bgl P 1 . В общем приращении прибыли отечественной фирмы примечательны две составляющие: 1) площадь angb - результат снижения средних затрат по мере расширения выпуска (переложение части постоянных затрат на зарубежную фирму); 2) площадь затемненного прямоугольника - результат перемещения части прибыли зарубежной фирмы.

Если разность между приращением прибыли отечественной фирмы и уменьшением потребительского излишка положительна, то импортная пошлина повышает благосостояние страны.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Экономическая сущность таможенной пошлины


Введение

экономический таможенный пошлина международный

Установление ставок таможенных платежей, которые необходимы для регулирования международного товарооборота выступает как один из способов регулирования внешнеэкономической деятельности. При перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее - ТС) у участника внешнеэкономической деятельности возникает обязанность по уплате таможенных платежей, к которым относятся и таможенные пошлины.

Современное законодательство ТС четко регламентирует процедуру обложения перемещаемого через таможенную границу товара таможенными платежами. Кроме того, законодательство Российской Федерации (далее - РФ), как государства - члена ТС, дополняет таможенное законодательство в части взимания таможенных платежей таможенными органами.

Следует подчеркнуть немалую долю таможенных платежей в структуре федерального бюджета, которая по итогам 2013 г. составила 54.58% доходной части федерального бюджета. Основной суммой поступающих таможенных платежей являются таможенные пошлины.

Отсюда вытекает немалое значение таможенных пошлин, основной функцией которых является фискальная, т.е. пополнение федерального бюджета.

Цель данной курсовой работы - исследование такой экономической категории как «таможенные пошлины», рассмотрение понятия таможенной пошлины, возникновение, функции.

В соответствии с заданной целью можно выделить следующие задачи:

Выявить экономический смысл таможенной пошлины,

Рассмотреть дифференциацию таможенных пошлин,

Дать классификацию таможенных пошлин,

Дать характеристику каждому виду таможенных пошлин.

Объектом исследования в данной курсовой работе является таможенная пошлина.

Предметом - экономическая сущность таможенной пошлины.


1. Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности


.1 Нормативно-правовые основы применения таможенных платежей в регулировании международной торговли


Правовая база применения таможенных платежей состоит из внутреннего таможенного законодательства и международно-правовых договоров и соглашений с участием России, касающихся таможенных вопросов. В случае возникновения противоречия между нормой внутреннего законодательства и предписанием, установленным в международном договоре, будет действовать международно-правовая норма.

Существует большое количество законодательных актов, обеспечивающих отношения таможенно-тарифного регулирования России на международном уровне. Можно привести некоторые из них: Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №253-ФЗ «О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании» (ред. от: 23.09.2013 г.); Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №252-ФЗ «О ратификации Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (ред. от 18.10.2011) и т.д.

Поэтому особую актуальность приобретает проблема информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенно - тарифного регулирования.

Обеспечение их информацией о причинах принятого таможенными органами решения, его действия или бездействия и консультирование по вопросам таможенного законодательства представляют собой важную юридическую гарантию защиты лица, выступающего субъектом таможенных правоотношений, от возможных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов.

Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу. Это объясняется общими функциями и целями использования названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения.


1.2 Теоретические основы применения таможенных пошлин в регулировании международной торговли


Во внешнеэкономических связях России с другими странами за период перехода к рыночным отношениям произошли перемены. Российское таможенное законодательство, по мере своего развития широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. Другой важной задачей является освоение норм и положений международного торгово-таможенного права, на базе которых таможенное дело России будет прогрессировать в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ па мировом рынке и одновременно па защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифная политика - основной элемент внешнеэкономической полити. В современных условиях она осуществляется с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования - таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот.

Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, но сути, платой за услуги.

Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ. Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой - регулированием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в бюджет.

Существует следующая классификация таможенных пошлин.

По объекту обложения таможенные пошлины бывают ввозные, вывозные и транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины - пошлины, которые накладываются на импортные товары при их выпуске для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Импортные пошлины являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Вывозные (экспортные) пошлины - пошлины которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт или наполнить бюджет. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета.

Транзитные пошлины - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. В фискальных целях эти пошлины используются лишь некоторыми развивающимися странами.

По способу взимания таможенные пошлины классифицируются на:

) Адвалорные пошлины - пошлины, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от вариации цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Слабая сторона этих пошлин - они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических и административных факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

) Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 евро за 1 кг). Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в административном и в большинстве случаев не составляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты рынка с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

) Комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг.).

С целью защиты экономических интересов страны могут устанавливаться:

) Сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год. И на этот период действие обычного таможенного тарифа приостанавливается.

) Особые, которые состоят из специальных, антидемпинговых и компенсационных.

Специальные пошлины - пошлины, которые применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или способных нанести ущерб отечественным производителям таких товаров.

Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территории страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии и если импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке для того, чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо они применяются как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других государств.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Таможенные пошлины классифицируются по происхождению как:

) Автономные - пошлины, ввозимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение введения таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.

) Конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашений.

) Преференциальные (льготные) - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

По типам ставок таможенные пошлины классифицируются как:

) Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками.

) Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органах государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий.


2. Экономическая роль таможенных пошлин


.1 Таможенная пошлина в системе макроэкономических регуляторов


Основная суть макроэкономического регулирования, есть перераспределение вновь созданной стоимости посредством экономических регуляторов.

Регуляторами макроэкономических процессов являются, как известно, важнейшие экономические категории, такие как налоги, цена, заработная плата, кредитные ставки, валютный курс, таможенная пошлина, поскольку посредством их осуществляется обмен результатам труда товаропроизводителей, собственников и наемных рабочих, как непосредственно в процессе производства и обмена, так и на стадиях распределения вновь созданной стоимости.

Таможенная пошлина как регулятор опосредует обмен результатами труда между отечественными и мировым производителями товаров, и это влияние в итоге происходит через уровень цен на ввозимую, вывозимую отечественную продукцию, поступающую на внутренний рынок. При вывозе товаров таможенная пошлина используется как регулятор в обмене результатами труда между отечественными производителями и потребителями продукции на мировых рынках и непосредственно между отечественными производителями.

Таможенная пошлина упорядочивает уровень затрат на ввозимую и вывозимую продукцию на таможенной границе, что влияет на формирование уровня цен на товарных рынках, а соответственно - на уровень рентабельности отечественных производителей.

Таможенные пошлины должны способствовать стимуляции функций цены. Уровень цен, складывающийся на товарном рынке, должен активировать отечественных производителей в производстве более качественной продукции, уменьшении затрат, повышении технического уровня производства. В связи с этим политика по установлению таможенных пошлин должна быть подчинена решению таких задач, на которые нацелена ценовая политика, и применять в зависимости от того, в какой степени ценовое стимулирование гарантирует решение задач по развитию тех или иных производств.

Таким образом, движение таможенных пошлин тесно связано и с синхронизированным движением цен.

Таможенные пошлины устанавливаются в централизованном порядке государством и такая государственная экономическая политика, направленная на поддержание одних производств, угасание других производств, являющихся не эффективными. Формирование цен в той или иной степени свободно, и здесь главное - это обеспечить соответствие в направленности решения социально-экономических задач в ценовой и таможенной политике.

Вероятны разные варианты сочетания направленности воздействия цени таможенных пошлин на социально - экономические процессы.

Как макроэкономический регулятор таможенная пошлина тесно связанна с валютным курсом отечественной денежной единицы.

Величина отклонения валютного курса от паритетной покупательной способности существенно стимулирует или сдерживает внешнеторговый поток, что усиливает или, наоборот, ослабляет действие таможенной пошлины.

Повышение курса отечественной валюты по отношению к доллару или евро снижает рублевые затраты на импорт продукции и повышает ее конкурентоспособность на рынке, а падение курса валюты повышает уровень защиты внутреннего рыка и стимулирует экспорт.

Поэтому ставки таможенных пошлин должны быть синхронизированы с изменением валютного курса рубля.

Величина таможенной пошлины, поступающая в распоряжение государства, представляет собой дополнительный доход, который должен был бы получить импортер и иностранный производитель от реализации на внутреннем рынке страны - импортера более дешевого товара. По своей сути для страны - импортера это характеризует величину экономии затрат труда на удовлетворении потребностей страны. Такая экономия должна быть направлена на повышение эффективности функционирования недостаточно конкурентоспособности отраслей, а не изымать из процесса производства на потребление.

Особенность таможенной пошлины как экономического регулирования состоит в том, что она способствует перераспределению не только вновь созданной стоимости, но и овеществленного труда, заключенного в основном и оборотной капитале. Установление таможенной пошлины ниже ее экономически обоснованного уровня ведет к постепенному обесцениванию стоимости отечественных предприятий в связи с тем, что они становятся неконкурентоспособными и их технический уровень снижается. Таким образом, при длительном удержании заниженных таможенных пошлин разрушается производительный капитал, который, как правило, не может быть трансформирован в другие сферы производства ввиду специфики его материально - вещественного состава.


2.2 Экономические последствия введения таможенных пошлин. Экономическая сущность таможенных пошлин


Таможенная пошлина является инструментом, который может вызвать повышение цены на импортные товары при их реализации на внутреннем рынке. Это наиболее предсказуемый эффект от введения импортных пошлин. Так, импортные пошлины являются своего рода наценкой к цене импортного товара.

Если иностранные поставщики не захотят снизить продажные цены, для того чтобы сохранить свой экспортный рынок, то цены реализации импортного товара на внутреннем рынке страны, повысятся. Это приведет к сокращению спроса на импортный товар и уменьшению объема его поставок. Снижение предложения позволит предприятиям, производящим аналогичный товар внутри страны, расширить производство и сбыт за счет части рынка, которую ранее занимали их иностранные конкуренты (если импортные товары и товары внутреннего производства равноценны по своим потребительским свойствам).

Благодаря этому внутренний рынок достигнет состояния равновесия при более высоком уровне цен, чем до введения импортных пошлин. Это будет цена, которая соответствует готовности части потребителей покупать товар по более высокой цене и возможностям его процентов расширить производство при новом уровне цены и существующем уровне издержек.

Максимальное увеличение цены будет равно импортной пошлине. Если цена станет выше этого уровня, то зарубежные поставщики смогут вновь расширить свои продажи, что заставит цену снижаться.

Так как импорт сокращается, а внутреннее производство увеличивается, то падение потребления будет меньшим, чем сокращение импорта. Зная эластичность производства по цене и предполагаемую величину пошлины, можно оценить возможный выигрыш производителей и размер производственного эффекта.

Очевидно, что от роста цен пострадают потребители, которые будут вынуждены уменьшить объем потребления при увеличении своих расходов.

Помимо производителей товара дополнительные доходы получает государство, которое приобретает еще один источник средств в бюджет в виде таможенных пошлин. Величина дополнительной бюджетной прибыли будет равна произведению объема импорта товара после введения пошлин и размера пошлин.

Если рассматривать общий баланс потерь и выгод при введении таможенных пошлин, то очевидно, что в наиболее неблагоприятном положении оказывается потребитель. Потери потребителя всегда больше выгод производителей, поскольку они теряют от роста ценна импортные товары и товары внутреннего производства. Последние же выигрывают от роста цен только на товары, производимые внутри страны.

Чистые потери экономики при введении пошлины равны разнице между потерями потребителя и совокупным выигрышем производителей и составляют сумму производственного и потребительского эффектов.

Так, проведенный теоретический анализ, основанный на определенных допущениях, показывает, что при рассмотрении введения пошлин в чистом виде, т.е. независимо от конкретных экономических условий, торговые ограничения всегда оборачиваются потерями для экономики страны в целом, хотя отдельная ее отрасль, защищаемая таможенными пошлинами, получает экономический выигрыш.

Опираясь на все вышесказанное можно сформулировать и вывести экономическую сущность таможенной пошлины.

Таможенные пошлины по своей экономической природе являются как уже ранее было отмечено ценовой категорией, но используются для целей приведения затрат в цене ввозимых товаров к уровню затрат в ценах отечественных товаров для обеспечения равных условий при реализации товаров на территории РФ, а также для финансового обеспечения деятельности государства. Таможенная пошлина уплачивается при перемещении товаров через таможенную границу и соответственно предполагает разовый характер ее применения в каждом конкретном случае перемещения товаров с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации.

Таможенная пошлина зависит от объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен и служит инструментом изъятия в доход государства разницы между этими ценами, основой которой в значительной степени является разница между мировой и национальной стоимостью, и здесь таможенная пошлина носит рентный характер.

Как ранее отмечалось, пошлина тесно связана с ценами. Ведь, ценам принадлежит центральное место в механизме осуществления экономических процессов. Именно цена обеспечивает соотнесение доходов и расходов экономических субъектов.

Но если теоретически оценить данную ситуацию, то таможенные пошлины не должны оказывать влияния на уровень цен, так как сами являются разницей в уровне внутренних и мировых цен. Однако с практической точки зрения изменение ставок таможенных пошлин оказывает влияние на уровень и соотношение цен определенных видов продукции, так как таможенная пошлина является частью цены конкретного товара и частично имеет те же функции, что и цена.

Связь таможенных пошлин и цен имеет сложный характер.

Эта зависимость обнаруживается с количественной стороны пошлин, поскольку общим ориентиром установление их величины по единодушному признанию специалистов, выступает разница между мировыми и внутренними ценами. Данное обстоятельство указывает на то, что таможенные пошлины находятся как бы на «стыке» двух механизмов ценообразования - внутреннего и внешнего. Если принять во внимание, что в соотношении внутренних и мировых цен вообще фокусируются многие фундаментальные проблемы развития и национальной, и мировой экономики, что механизмы функционирования отечественной экономики многим отличается от механизма функционирования мирового хозяйства, будет понятна роль таможенных пошлин в осуществлении контактов национального хозяйства с мировым.


3. Влияние таможенных пошлин на экономическое развитие Российской Федерации


.1 Обеспечение экономического развития государства в рамках ВТО


августа 2012 года Россия официально стала полноправным членом ВТО. Надолго затянувшиеся переговоры о вступлении в ВТО и непредсказуемость действий стран-членов изменили все представления о будущем России в многосторонней торговой системе. Тем не менее, худшие опасения не оправдались, так же как и не исполнились благополучные прогнозы.

Во-первых, вступление России в ВТО затянулось на 19 лет, в течение которых был приостановлен Дохийский раунд переговоров, в рамках которого обсуждался вопрос о выравнивание условий по субсидиям для аграриев между развитыми и развивающимися странами. В результате возможности, касающиеся раунда тысячелетия, оказались не реализованными.

Во-вторых, сельское хозяйство оказалось в тяжелом положении, а в особенности - рисоводство и свиноводство.


Сельское хозяйство в условиях членства России в ВТО

ПродуктОбъём импорта, тыс. тоннОбъём импорта, млн. долларовПошлина до вступления в ВТОПошлина после вступления в ВТОВ рамках квотыСверх квотыВ рамках квотыСверх квоты Яйцан/д15915%15%Фруктын/д549010%5%Молочная продукция7700101325%20%Рис150н/д125 евро за тонну45 евро за тоннуМясо птицы66189025%95%25%80%Свинина639194215%75%0% (с 2020 - 25%)65%Говядина630220915%50%15%55%

После вступления в ВТО, Россия снизила ставки на импорт свинины с 15 процентов до 0 внутри квоты, также в несколько раз уменьшились ставки на ввоз живых свиней. В результате импорт дешевой свинины из Европы резко вырос, снизив цены на эту продукцию в России на 30%.

В области рисоводства аналогичная ситуация. Импорт этой культуры возрос, после сокращения ставки на ее ввоз в Россию.

В-третьих, серьезные трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение. После запрета импортозамещающих субсидий фермеры вынуждены переходить на импортные машины. Они дешевле, а в ряде случаев и качественнее.

Тем не менее, российские потребители и экономика в целом уже смогли ощутить первые выгоды от вступления в ВТО. Падение пошлин привело к снижению цен и росту потребления. Также в связи со снижением стоимости оборудования некоторые производители смогли снизить себестоимость продукции.

Помимо этого, экономисты прогнозировали увеличение выпуска цветных металлов почти на 15%, а также рост черной металлургии и химической промышленности, однако пока российская металлургия пребывает в тяжелом состоянии.

Вопреки прогнозам, не понес существенных убытков автомобильный сектор. Но учитывая, что Евросоюз официально предъявил России претензию по поводу введенного в стране в 2013 году налога на утилизацию автомобилей, который дает российским производителям конкурентное преимущество и потому противоречит правилам ВТО, ситуация может измениться.

Сумма налога варьируется от 420 до 2700 евро для новых автомобилей, для машин старше трех лет налог составляет уже от 2600 до 17200 евро. В том числе, для тяжелого транспорта налог, в некоторых случаях, может доходить почти до 150 тысяч евро, что делает ввоз такой техники в Россию практически невозможным. В случае признания такого налога невозможным, в отношении России могут ввести торговые санкции.

Международный опыт показывает, что вступление в торговую организацию может принести существенные плюсы, если власти страны займутся улучшением инвестиционного климата. Внедрение в глобальную конкуренцию - необходимый для российской экономики процесс на данном этапе вхождения в многостороннюю торговую систему. В первую очередь этот процесс должен начаться с изменения подхода к промышленной, налоговой политике, а также к антимонопольному законодательству.

Подводя итоги, политические представители придерживаются разных мнений о последствиях вступления в ВТО. Объясняется все это тем, что часть из них склонны к протекционизму российской экономики и торговли, остальные к прогрессивному революционизму. Последнее предусматривает беспрекословное подчинение правилам ВТО и низкую защиту внутреннего производителя. Учитывая главную цель ВТО: либерализация международной торговли, Россия, как и другие страны-члены, вынуждена следовать обычаям и принципам организации, действующей во благо международной торговле.

Еще одним гарантом экономического развития РФ, являются поступающие в федеральный бюджет таможенные платежи, а проблема уклонения от уплаты таможенных платежей - серьезной угрозой для экономики РФ в целом.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 г. внешнеторговый оборот России составил 867,6 млрд. долларов, в том числе экспорт 526,4 млрд. долларов, импорт 317,8 млрд. долларов, а это 64,9% по отношению к показателям 2008 г. Так, в январе 2013 г. таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 216,83 млрд. долларов.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам. В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом.

В качестве факторов преступлений данного вида следует назвать форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Последнее обстоятельство стало предметом повышенного внимания в процессе правотворческой деятельности государства.

Таможенные платежи - один из важнейших источников пополнения государственного бюджета (казны). Уклонение от их уплаты с точки зрения государства есть опасное правонарушение.

Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату платежей. Декларантом может быть как сама организация, перемещающая товары, так и таможенный представитель (организация, включенная в реестр таможенных представителей).

Совершенствование таможенного контроля невозможно без учета таможенных платежей. Арсенал инструментов и методических подходов к контролю таможенных платежей постоянно совершенствуется.


3.2 Совершенствование государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации


Как уже ранее было отмечено, вступление России в ВТО повлекло за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Эти последствия напрямую воздействуют на экономическое состояние Российской Федерации.

Еще одним регулятором экономической политики России являются поступающие в федеральный бюджет таможенные платежи, а проблема уклонения от уплаты таможенных платежей - серьезной угрозой для экономики России в целом.

В этом свете, для решения представших проблем, целесообразно затронуть меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а именно предложения по их совершенствованию.

во-первых, его гармонизацию с нормами и правилами ВТО,

во-вторых, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а

в-третьих, создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

На взгляд автора, все это позволит в перспективе получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта.

Так же, нельзя не отметить, что в настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.

Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.

Подводя итог, стоит заметить, что предложенные аспекты совершенствования мер нетарифного регулирования положительно скажутся на экономике России.


Заключение


В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию внешнеэкономической деятельности осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется разными методами, которые в зависимости от классификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические, административные, тарифные и нетарифные.

Экономические методы регулирования внешнеэкономической деятельности должны составлять часть единого экономического механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, т.е. наличие определенных взаимосвязей между отдельными, его образующими, элементами, а также системный подход к формированию этого механизма с обеспечением внутренних и внешних связей элементов данной системы.

Экономические методы регулирования внешнеэкономической деятельности базируются на использовании экономических инструментов торговой политики - таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) и таможенных сборов.

Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность, что в большей степени соответствуют природе рыночных отношений в современных условиях.

Таможенная пошлина, как вид таможенного платежа, является экономическим инструментом управления внешнеэкономической деятельностью, способным воздействовать на товарооборот. С помощью установления определённого уровня обложения перемещаемых товаров государство осуществляет защиту интересов отечественных производителей от иностранной конкуренции, а также регулирование вывоза товаров за пределы страны. При этом необходимо соблюсти баланс создания необходимой для развития конкуренции на внутреннем рынке, ведь при установлении минимальных ставок ввозных таможенных пошлин внутреннее производство может оказаться совершенно не выгодным в сравнении с ввозом иностранных товаров.

Нельзя не отметить фискальную направленность деятельности таможенных органов, о чем свидетельствует статистика. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет значительны, их доля составляет более половины, государство зависит от деятельности таможенных органов в значительной степени. В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию ставки таможенных пошлин постепенно снижаются, что влечёт изменения в структуре федерального бюджета из-за уменьшения в ней доли таможенных платежей. В результате этого государству необходимо искать новые источники пополнения доходной части бюджета РФ. В связи с этим уже началась разработка новой концепции развития государства, согласно которой ожидаются существенные структурные отраслевые преобразования экономики.


Список использованных источников


1.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. №17) // Собрание законодательства Российской Федерации -13.12.2010.

2.Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Вводный комментарий. Официальный текст. Пропаганда. М, 25.01.2014.

.Закон РФ от 21.05.1993 №5005-1 (ред. от 04.03.2014) «О таможенном тарифе».

.Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №253-ФЗ «О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании» (ред. от: 23.09.2013 г.).

.Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 №164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

.Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» №311-ФЗ

.Федеральный закон РФ «О бюджете на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг.»

.Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. №756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

.Всемирная торговая организация (ВТО): история и цели создания [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Данильцев А.В. Международная торговля: Инструменты регулирования. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Палеотип», 2011 - с. 22.

.Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник / И.И. Дюмулен - М.: ВАВТ, 2009. - 579 с.

.Исследование проблем ТД. Сборник научных трудов. - М. 2012 - с. 76.

.Козырин А.Н. Коментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». - М.: Издательство «Легат», 2012 - с. 354.

.Листопад А.Д. Финансовая деятельность таможенных органов РФ: Учебное пособие. М., 2010 - с. 56.

.Новиков В.Е. Таможенные пошлины как инструмент государственного регулирования. Монография. - М.: Издательство РИО РТА, 2006.

.Пащенко А.В. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: к вопросу о статусе участников / под ред. А.Н. Козырина. М., 2013. - с. 298 - 300.

.Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 2009 - с. 547.

.Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карташов и др.; под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2013 - с. 178 - 179.

.Халипов. Таможенное право: учебник для бакалавров. Изд. 6 - е, 2013 -

.Шамахова Таможенное право Российской Федерации. Учебник. - М.:СофтИздат, 2013 - с. 154.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

В первом разделе раскрыты понятия государственного регулирования международной торговли. Основными его инструментами являются тарифные и нетарифные барьеры.

Во втором разделе я рассмотрела систему международных организаций, их функции и сферы деятельности. В мире насчитывается более 100 международных организаций, в большей или меньшей степени вовлеченных в обсуждение и регулирование экономических проблем. Они различны по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Международные организации можно классифицировать в соответствии с разными критериями, но не один из них не является идеальным.

Третий раздел посвящен регулированию международной торговли. Наиболее важная сфера международной экономики - международная торговля товарами и услугами - регулируется несколькими международными организациями, в числе которых главной является Всемирная торговая организация (ВТО).

Главной целью курсовой работы является раскрытие основных недостатков и преимуществ государственного регулирования международных отношений.

Задача курсовой работы - рассмотреть современный мировой подход к регулированию международных отношений на примере Всемирной торговой организации (ВТО).

Таможенные тарифы и пошлины

Понятие таможенного тарифа. Виды таможенных пошлин

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

Ш инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

Ш свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

Ш конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

э фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

э протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

э балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификация таможенных пошлин.

По способу внимания:

§ адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

§ специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10$ за 1т);

§ комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10$ за 1 т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен не товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200$ доходы бюджета составят 40$. При увеличении цены товара до 300$ доходы бюджета возрастут до 60$ при падении цены товара до 100$ - сократятся до 20$. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000$ за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000$, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000$, поскольку составляет 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения:

§ импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

§ экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

§ транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

§ сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

§ антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

§ компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров

Обычно эти особые виды пошлин применяются странно либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:

§ автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенной пошлины устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

§ конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

§ преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран.

По типам ставок:

§ постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

§ переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используется, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

§ номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

§ эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Все виды пошлин суммированы в табл. 1 - приложение 1.

18/06/2018

Федеральная таможенная служба России предложила ввести пошлины на все покупки в зарубежных интернет-магазинах. Инициатива уже направлена в Минфин. В настоящее время посылки стоимостью до одной тысячи евро и легче 31 килограмма не облагаются сборами, а на более дорогие заказы действует пошлина в размере 30 процентов. При этом сбор не может быть меньше четырех евро за килограмм.


В настоящее время посылки стоимостью до одной тысячи евро и легче 31 килограмма не облагаются сборами, а на более дорогие заказы действует пошлина в размере 30 процентов. При этом сбор не может быть меньше четырех евро за килограмм. ФТС предлагает взимать 20 процентов от стоимости любых посылок. Кроме того, за каждый килограмм покупатели заплатят государству как минимум один евро. По оценке ФТС, отмена беспошлинного ввоза товаров будет приносить бюджету 25 миллиардов рублей в год. Новые правила могут вступить в силу уже через год, пишет vedomosti.ru .

По мнению председателя Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, такая инициатива ФТС приведет к расцвету контрабанды, поэтому казна, наоборот, не досчитается поступлений от пошлин.

У граждан напрямую будут отниматься деньги для того, чтобы потом каким-то образом государство для их же блага отобранное у них употребило. Но я, например, не верю в такую способность государства. То есть проиграет и оно, и бизнес, и потребитель», - считает Иванов.

Примеров тому в мире достаточно. Например, в Бразилии и в Белоруссии 70-80 процнетов всех посылок идут мимо кассы, даже не «черным», а «серым» способом, почти легально», — пояснил Александр Иванов.

Отмена беспошлинных покупок приведет к их существенному подорожанию, однако россияне все равно будут заказывать товары за рубежом, заявил в интервью «Коммерсантъ FM» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Фeдоров.

Я очень надеюсь, что будут выровнены конкурентные условия между российскими и зарубежными интернет-магазинами. Другое дело, что это уже двадцатая, наверное, попытка это сделать с точки зрения налогообложения. Российская торговля в последние годы находится в абсолютно дискриминируемом положении относительно зарубежной. Конкуренты не платят ни одного рубля в российский бюджет, все посылки приходят без налогов, без пошлин. И ситуация еще более ухудшится из-за дополнительного НДС, это еще на два процента удорожит все российские товары и, соответственно, никак не скажется на цене зарубежных, — сказал Алексей Федоров.

То, что Федеральная таможенная служба наконец-то проявляет хоть какую-то заинтересованность в том, чтобы получить в российский бюджет дополнительные деньги, очень похвально и здорово. Но, боюсь, это останется только на уровне декларации. При этом даже если инициатива будет принята, разница в цене все равно останется большой. Россияне не почувствуют ровным счетом никакого эффекта и как делали заказы в зарубежных интернет-магазинах, так и продолжат покупать там.