Началась отгрузка ямальской нефти через морской терминал «Ворота Арктики

Президент России Владимир Путин в режиме видеосвязи дал старт работе нового терминала «Ворота Арктики» на Новопортовском месторождении, сообщают РИА Новости . Как отметил президент, при строительстве «Ворот Арктики» были «применены новейшие технические решения, связанные с работой в очень суровых условиях на полуострове Ямал».

«Это новый этап освоения Ямала, по сути, новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект – один из самых капиталоемких в нефтегазовой отрасли России», — сказал президент в ходе открытия терминала.

Проект действительно «капиталоемкий»: на его реализацию было направлено 186млрд. рублей «Газпром нефти». Однако, судя по подсчетам гендиректора компании Александра Дюкова, расходы окупятся. «За время эксплуатации данного объекта налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 трлн рублей», — заявил Дюков на открытии терминала.

Ямал находится за Полярным кругом, а Новопортовское месторождение – одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в этом регионе, на которое «Газпром нефть» имеет большие планы. В текущем году компания планирует добыть там 2,5 млн тонн нефти, а в 2018г. – уже 6,3 млн тонн. Однако добычу и транспортировку осложняют экстремальные погодные условия Крайнего Севера: температура воздуха может достигать -50 градусов по Цельсию, скорость ветра – 40 м/с, а толщина льда в Обской губе – 2,5м.

Представители «Газпром нефти» говорят о «Воротах Арктики» как об уникальном, надежном, высокотехнологичном проекте, однако эксперты настроены не так воодушевленно, считая, что строительство подобных терминалов – обычная мировая практика для месторождений, которые удалены от трубопроводной системы. «Примеры есть и в России: нефть с месторождения Требса и Титова транспортируется через терминал «Варандей», выносной терминал есть у «Сахалин-2». Условие нулевого сброса – обязательный стандарт при разработке месторождений Арктики: в отличие от более южных широт нефть здесь не разлагается. А уникальность может заключаться только в крайне суровых условиях строительства», —

Владимир Путин дал сегодня в режиме видеосвязи команду к отгрузке нефти Новопортовского месторождения через новый арктический терминал «Ворота Арктики».

«Мы сегодня начнём новый этап освоения Ямала, по сути новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект - один из самых капиталоёмких в нефтегазовой отрасли в России, - сказал президент. - За последние три года 186 миллиардов было направлено на реализацию этого проекта, применены новейшие технические решения, высокотехнологичные решения, связанные с работой в таких суровых условиях на полуострове Ямал, в самой северной его точке. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем».

О готовности терминала к работе доложил председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер. Он рассказал, что объект находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры, с Новопортовским месторождением терминал соединяет нефтепровод длиной более 100 километров, проектная мощность терминала составляет до 8,5 миллионов тонн.

«Терминал позволяет осуществлять отгрузку нефти в экстремальных природно-климатических условиях: это температура до минус 50 градусов Цельсия, скорость ветра до 40 метров в секунду и толщина льда в Обской губе до 2,5 метров, - сообщил Миллер. - Терминал является морским, с берегом его соединяет морской нефтепровод. Терминал является терминалом башенного типа, высота крана над уровнем воды составляет 61 метр, 78 метров это длина поворотного стола».

Председатель правления «Газпрома» также отметил, что «Ворота Арктики» полностью соответствуют самым высоким требованиям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. На терминале применена так называемая технология нулевого сброса, это значит, что ни при каких условиях вредные, загрязняющие вещества не попадут в акваторию Обской губы.

«Терминал полностью автоматизирован и управляется с берега. Аналогов таких терминалов в мире нет, нет таких промышленных объектов с такими характеристиками за Полярным кругом. Без сомнения, с вводом терминала Россия делает серьезный шаг к дальнейшему освоению богатейших углеводородных ресурсов Крайнего Севера и развития Северного морского пути», - резюмировал Миллер.

После него слово взял генеральный директор «Газпром нефть» Александр Дюков. Он доложил об обустройстве Новопортовского месторождения, долго остававшемся неосвоенным по причине отсутствия технологий по разработке, а также невозможности вывоза, транспортировки нефти с данного месторождения.

«Если говорить о качестве нефти Novy Port, то этот сорт характеризуется высоким качеством, относится к легким нефтям с низким содержанием серы, что дает ему дополнительные конкурентные преимущества на мировых рынках нефти. Эта нефть более качественна, чем нефть марки Brent и торгуется с премией к нефти марки Brent, - представил продукт Дюков. - Мы продолжаем строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении. Расширяем и развиваем наземную инфраструктуру. Ведется строительство мощной электростанции. На Выборгской судоверфи мы приступили к строительству новых современных, мощных ледоколов, которые будут работать на этом проекте».

Глава «Газпром нефти» также заверил президента в том, что многомиллиардные инвестиции в проект обязательно окупятся - за время эксплуатации данного терминала налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 триллиона рублей.

«Ворота Арктики» — уникальное техническое сооружение высотой более 80 м, рассчитано на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м.

Инженерная конструкция, разрушившая шаблоны. Новая страница в технологии отгрузки жидких углеводородов в условиях Заполярья. Арктический нефтеналивной терминал - звено, связывающее береговую инфраструктуру месторождения и морские суда. Нефтяной терминал «Ворота Арктики» способен круглогодично отгружать 8 с половиной миллионов тонн нефти: его высота 80 метров, под водой еще 17 метров. Удерживает всю эту конструкцию на дне 12 свай, диаметр каждой 2,5 метра, длина - 85 метров.

Объект оснащен двухуровневой системой противоаварийной защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы.

Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее — к терминалу, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Инфраструктура, созданная на месторождении и на берегу Обской губы, позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год.

«Новый порт» - единственный в мире терминал, расположенный в пресных водах за Полярным кругом. Выносное отгрузочное устройство состоит из двух рукавов. Каждый протяженностью 68 метров. С их помощью «чёрное золото» попадает на танкеры. 25 мая 2016 года команду к первой отгрузке нефти дал президент России.

При проектировании терминала выполнялись математическое и натурное моделирование в ледовых бассейнах. В результате конструкция возведена с учетом особенностей сурового региона и состоит из неподвижного основания и вращающейся башни. Длина поворотного ствола 78 метров. В башне находится аппаратная. Здесь электроника без людей поддерживает связь с берегом.

«Наш проект, он вообще такой интересный - на стыке двух областей знаний: морская логистика и традиционная нефтяная отрасль. Где-то год-два ушло на выработку этого решения. Рассматривалась много вариантов, мы привлекали достаточно много сторонних экспертов. В итоге остановились на Мысе Каменном и, как оказалось, решение было верным» , - говорит Сергей Девятьяров, главный инженер «Газпромнефть-Ямала».

Из всех возможных путей доставки нефти до потребителя специалисты «Газпром нефти» выбрали морской, как самый оптимальный. Сейчас в распоряжении компании уже 5 танкеров ледового класса Arc7. Они самостоятельно могут преодолевать льды, толщиной 1,8 метра. Спроектированы и построены суда специально для работы в мелководной акватории Обской губы.

К терминалу швартуется танкер «Штурман Скуратов». С мая 2016 года таким образом было отгружено почти 200 танкеров. Если перевести в стандартные железнодорожные - 62 тонные цистерны. Если их выстроить в один поезд, то ежедневно с Новопортовского месторождения в закрома Родины отправляется поезд длиной почти 5 километров.

Отгрузка нефти через терминал «Ворота Арктики» организована с учетом современных требований производственной безопасности. В подтверждение этого компания «Газпромнефть-Ямал» получила бессрочную лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами от Министерства транспорта России.

Терминал располагается в акватории Обской губы, в 3,5 километрах от берега. При его проектировании компания особое внимание уделила вопросам сохранения экологии региона. Для установки конструкции выбрали участок, где нет стояния рыбы. В случае возникновения нештатной ситуации предусмотрена мгновенная расстыковка терминала и судна. К тому же все системы «Ворот Арктики» дублируются и спроектированы по принципу нулевого сброса.

«Принцип нулевого сброса - это не какое-то отдельное оборудование или деталь, которая не допускает выброса. Это принципиальный подход к проектированию и эксплуатации терминала, не допускающий контакта продукта с атмосферой», - Александр Липатников, начальник отдела эксплуатации арктического терминала «Газпромнефть-Ямала».

Нефть Новопортовского месторождения имеет собственную марку - Novy Port, которая по качеству превосходит не только российскую смесь «Юралс», но и европейский сорт «Брент». Качество каждой партии проверяется в химико-аналитической лаборатории. После чего сырье поступает на терминал с приёмо-сдаточного пункта, расположенного на берегу. Оборудование здесь обеспечивает безостановочную работу терминала.

«Низкие температуры не влияют на наш процесс, потому что установка была и спроектирована, и рассчитана именно на температуры работы в Ямале. Поэтому минус 50 - это для нас не предел и не мешает нам работать», - заявил Василий Коляда, начальник ПСП промысла по обслуживанию Новопортовского НГКМ «Газпромнефть-Ямала».

За год через «Ворота Арктики» отгружено почти 4,5 миллиона тонн сырья. В перспективе на Новопортовском месторождении увеличение числа промысловых скважин и расширение резервуарного парка. Это позволит сократить время загрузки одного танкера с 17 часов вдвое и выйти на плановую годовую мощность терминала в 8 миллионов тонн.

ЕКАТЕРИНБУРГ, 31 мая. /ТАСС/. "Газпром нефть" за первый год работы терминала "Ворота Арктики" в Карском море отгрузила почти 4,5 млн тонн нефти с Новопортовского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Об этом в среду сообщили в пресс-службе компании "Газпромнефть-Ямал".

"Нефтеналивной терминал "Ворота Арктики", расположенный в Обской губе (Карское море - прим. ТАСС), отгрузил почти 4,5 млн тонн нефти с момента начала эксплуатации в мае 2016 года. Нефть сорта Novy Port по Северному морскому пути (СМП) была доставлена потребителям танкерами арктического класса. Всего суда совершили более 200 рейсов. С запуском "Ворот Арктики" компания "Газпром нефть" увеличила показатели отгрузки нефти с Новопортовского месторождения в четыре раза", - уточнили в пресс-службе.

По данным компании, строительство уникального нефтеналивного терминала позволило приступить к промышленной разработке Новопортовского месторождения. "Отгрузка углеводородов осуществляется в круглогодичном режиме морским путем. В настоящее время нефть Novy Port помимо ранее задействованных судов доставляют потребителю пять новых танкеров класса Arc7, каждый вместимостью 42 тыс. тонн сырья", - добавили в пресс-службе.

По словам гендиректора "Газпромнефть-Ямал" Алексея Овечкина, "мощность терминала и ответственный подход коллектива к соблюдению правил охраны труда и техники безопасности напрямую влияют на рост добычи нефти на Новопортовском месторождении, что позволяет прогнозировать успешное выполнение плана в 6,3 млн тонн нефти в 2018 году".

В пресс-службе добавили, что для обеспечения своевременной транспортировки растущих объемов добываемого сырья по заказу компании началось строительство новейшего ледокольного флота. "На Выборгском судостроительном заводе завершается строительство двух многофункциональных судов - "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий". Они будут ходить под российским флагом и сопровождать танкеры в экстремальных ледовых условиях Обской губы", - уточнили в компании.

"Ворота Арктики"

"Ворота Арктики" - первый круглогодичный арктический терминал, построенный в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале для обеспечения транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях. Речь идет о танкерной отправке нефти с Новопортовского месторождения, которое разрабатывает дочерняя компания "Газпром нефть".

Новопортовское - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Его извлекаемые запасы превышают 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа.

Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры - в 250 км к северу от города Надым и в 30 км от побережья Обской губы. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, по своим свойствам относится к категории средней плотности. При этом он содержит меньше серы, чем российская смесь Urals.

В поселке Мыс Каменный (полуостров Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Новопортовcкое нефтегазоконденсатное месторождение – самое крупное по запасам нефти на Ямале – находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. В этой связи было принято решение впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывозить ямальскую нефть морским путем.

Терминал построен для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях.

Использование новейших технологий при создании добычной, транспортной и, главное, отгрузочной инфраструктуры позволило всего за четыре года организовать промышленную добычу нефти на месторождении. Уже в 2018 году здесь планируется добыть 6,3 млн тонн сырья.

По нефтепроводу протяженностью более 100 км нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы. Она имеет критически малую для навигации глубину судоходного фарватера – 11 метров, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен непосредственно в море – в 3,5 км от берега. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год. Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Морской терминал «Ворота Арктики» является уникальным сооружением. Терминал рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже –50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать два метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Терминал является морским, с берегом его соединяет морской нефтепровод. Терминал является терминалом башенного типа, высота крана над уровнем воды составляет 61 метр, 78 метров – это длина поворотного стола.

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что крайне важно для сохранения экологии Арктики. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Аналогов таких терминалов в мире нет, нет таких промышленных объектов с такими характеристиками за Полярным кругом.

В режиме видеосвязи Президент России Владимир Путин дал команду к отгрузке нефти Новопортовского месторождения через новый терминал, о готовности которого к работе доложили председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков. Участие в церемонии принял губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Владимир Путин

«Мы сегодня начнём новый этап освоения Ямала, по сути новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект – один из самых капиталоёмких в нефтегазовой отрасли в России. За последние три года 186 миллиардов было направлено на реализацию этого проекта, применены новейшие технические решения, высокотехнологичные решения, связанные с работой в таких суровых условиях на полуострове Ямал, в самой северной его точке. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем».

Алексей Миллер

«“Газпром” последовательно осваивает российскую Арктику. Успешно идет добыча нефти на Приразломном месторождении – единственном на российском арктическом шельфе проекте по разработке углеводородов. На полуострове Ямал полным ходом развивается центр газодобычи, не имеющий мировых аналогов. Теперь здесь вместе с газовым центром мы создаем новую нефтяную провинцию. “Ворота Арктики” открыты для нефти Ямала, которая будет круглогодично поступать европейским потребителям по Северному морскому пути».

Александр Дюков

«Новопортовское месторождение было открыто более 50 лет назад и стало первым месторождением углеводородов, открытых на полуострове Ямал. Долгое время отсутствие технологий по разработке столь сложных месторождений, как Новопортовское, отсутствие возможности вывоза, транспортировки нефти с данного месторождения не позволяли приступить к его освоению. Применение нами новых современных технологий XXI века позволило начать разработку этого месторождения.

Если говорить о качестве нефти Novy Port, то этот сорт характеризуется высоким качеством, относится к лёгким сортам нефти с низким содержанием серы, что даёт ему дополнительные конкурентные преимущества на мировых рынках нефти. Эта нефть более качественна, чем нефть марки Brent, и торгуется с премией к нефти марки Brent».

Дмитрий Кобылкин

«Для Ямала новый терминал имеет неоценимое социальное значение. Это и пополнение бюджета. Мы здесь каждый день доказываем, что Арктика – это территория постоянного проживания многих тысяч россиян. Это – зона комфортной жизни и эффективного труда. Здесь за каждой победой стоит высокий профессионализм и самоотверженный труд. Новый Арктический терминал, который создали энергетики России, – это мощный инструмент повышения уровня и качества жизни северян, стабильности российской экономики. А это считаю главным – чтобы людям жилось лучше. Особенно в суровой Арктике».

Справка. Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в юго-восточной части полуострова Ямал, в 250 км к северу от г. Надыма и в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы жидких углеводородов категорий C1+С2 составляют более 250 млн тонн. Оператор разработки месторождения – ПАО «Газпром нефть».

Сорт нефти Novy Port относится к сортам средней плотности и содержит меньше серы (около 0,1), чем смесь Urals.

Возможность вывоза нефти морским путем была подтверждена в 2011 году после опытной проводки атомного ледокола из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до мыса Каменный. Первый в российской истории опыт вывоза нефти с Ямала танкером по морю был получен летом 2014 года.

К настоящему времени объем инвестиций в развитие Новопортовского месторождения составил 180 млрд рублей, ожидаемые налоговые поступления за время реализации проекта превысят 1,5 трлн рублей.

В период разработки месторождения реализуется программа по увеличению популяции северных промысловых рыб. В частности, в 2015 году в Обь и реки Обь-Иртышского бассейна было выпущено около 4 млн мальков муксуна и других видов рыб. В 2016–2018 годах запланирован выпуск еще 24 млн мальков муксуна.